Сифра nullus. Проект «Zero»

Обман и фальсификация в истории науки будут всегда
Как много фантазий, небылиц и просто откровенных подделок скрываются за вполне благопристойным фасадом исторической науки ...

«Не следует верить на слово каждой эпохе,
что бы та о себе ни говорила и ни воображала»
К. Маркс и Ф. Энгельс…

И мы не будем верить словам историков и исследователей прошлого, а рассмотрим пристально и пристрастно фигуры Паччоли и Архимеда, Люка и Леонардо, римские цифры и египетский треугольник 3-4-5, Ars Metric и Rechenhaftigkeit и многое-многое другое …

И с удивлением обнаружим, как много воображают о себе прошлые эпохи, как много фантазий, небылиц и просто откровенных подделок скрываются за вполне благопристойным фасадом исторической науки вообще, а в отношении Ars Metric — в частности …

Итак, смотрите на канале “Тайнам Нет” одну из частей нашего сериала “Загадки и парадоксы точных наук“, где произведя вычисление плюс-минус ноль, авторы постигают арифметические загадки Цивилизации, которые во все времена были интересны, но неоднозначны. Это сейчас школьник воспринимает арифметику со смехом, но раньше это была сфера деятельности высоколобых академиков …

Уважаемые друзья и посетители нашего портала.

Выше представлен только «трейлер» (то есть ознакомительный фрагмент) большого, насыщенного до предела уникальными данными фильма.
Чтобы посмотреть его целиком, в максимально возможном качестве и в удобное время – надо воспользоваться нашим специальным предложением!

В архиве «Закрытого клуба Тайнам Нет» мы храним десятки, если не сотни самых разнообразных материалов на все мыслимые и немыслимые темы, интересующие разумного и пытливого Зрителя.
В том числе там располагается и полная версия фильма, с трейлером которого Вы ознакомились выше.

Итак, жмите на баннер, подписывайтесь (это безопасно и быстро), и получите доступ к сокровищам человеческих знаний:

Масштаб фальсификаций просто поражает. Вот, например, летом 1867 г. известный французский ученый, математик Шаль, на заседании Института (Академии наук) представил вниманию коллег несколько писем Паскаля — английскому химику Бойлю и Ньютону, а также письма матери Ньютона — Паскалю. Письма эти производили переворот в представлениях о развитии науки. Из них явствовало, что Паскаль убедил одиннадцатилетнего Ньютона всерьёз заняться математикой. Более того, Паскаль изложил ему результаты своих исследований, в том числе и закон всемирного тяготения, создавший Ньютону славу научного гения! Впечатление, произведённое этими письмами, не могли поколебать и отдельные возражения английских ученых, которые стали считать продиктованными чувством уязвлённой национальной гордости.

Англичане потребовали предъявления подлинников этих писем для изучения их экспертами, хранителями ньютоновского архива. Было доказано, что сообщаемые Паскалем цифровые данные о Солнце, Юпитере, Сатурне и Земле повторяют данные, приводимые в издании трудов Ньютона, опубликованных в 1726 г. В одном из писем упомянут кофе, впервые привезённый в Западную Европу турецким послом только в 1669 г., через семь лет после кончины Паскаля. В ответ Шаль представил массу документов современников, начиная с французских королей Людовика XIII и Людовика XIV и английского короля Якова II и кончая сестрой Паскаля, поэтом Джоном Мильтоном и многими другими. Из писем явствовало, что Ньютон всегда завидовал Паскалю, а также Декарту, открытия которого он присвоил.

На очередное заседание Института Шаль явился с еще одним пакетом документов, на этот раз писем Галилея Паскалю, в которых упоминалось, что французский учёный представил своему прославленному итальянскому собрату соображения по поводу закона всемирного тяготения. Критики выявили в представленных письмах две ошибки: в них шла речь о спутниках Сатурна, открытых лишь много позднее, в 1655 г, голландцем Гюйгенсом. К тому же Галилей к моменту «написания» им писем был уже четыре года как слепым. Шаль сумел ответить и на эти возражения. Он представил ещё одно письмо Галилея, где тот сообщал, что потерял зрение лишь частично и распространял сведения о своей слепоте, чтобы избегнуть преследований со стороны Инквизиции.

Он наблюдал Сатурн в подзорную трубу, которую завещал Паскалю, а тот — Гюйгенсу. Но в апреле 1869 г. Шалю уже в печати предъявили доказательство, что большая часть его собрания писем Паскаля и его знаменитых корреспондентов представляет собой материал, заимствованный из «Истории новой философии» А. Севериена, изданной в 1761 г. Шаль отмёл и этот довод, уверяя, что тот просто описал известные ему документы Паскаля. Шаль предъявил при этом письмо Монтескье и записку всесильной фаворитки Людовика XV мадам Помпадур Севериену и ответ автора «Истории новой философии» с благодарностью за использованную драгоценную корреспонденцию.

На это последовали обвинения в подделке уже писем современников Севериена и продемонстрированных Шалем новых документов, которые должны были засвидетельствовать подлинность ранее представленных писем и содержали благовидные объяснения выявленных дополнительно в них неточностей и анахронизмов. Всему этому движению по кругу пришёл конец, когда посланные во Флоренцию фотокопии писем Галилея были сразу же признаны итальянскими экспертами грубой подделкой. Шалю пришлось приносить публичные извинения и просить содействия полиции в получении обратно 140 тысяч франков, уплаченных им за три тысячи фальшивых писем.

Поставщиком подделок был некий Врен-Люка, сын сельского учителя, не получивший систематического образования. Он начал с составления подложных генеалогий дворянских семейств. Люка наловчился умело списывать из книг, но делавшиеся им дополнения показывают, что он оказался совершенно неспособным уловить стиль и манеру мышления людей различных эпох. Шалю он рассказал басню, что продаваемые им документы взяты из коллекции графа Буажурдена, в 1791 г. бежавшего из революционной Франции. Корабль потерпел крушение, часть коллекции погибла, и последний представитель этого знатного рода начал распродавать оставшиеся документы.

Среди них находились такие сказочные сокровища, как письма Александра Македонского, Цицерона, Юлия Цезаря, Платона, Аристотеля, Архимеда, Евклида, египетской царицы Клеопатры, императоров Августа и Нерона, поэтов Овидия и Вергилия, философов и ученых Сенеки, Плиния, Тацита, Плутарха, Данте, Петрарки, изобретателя книгопечатания Гутенберга, Макиавелли, Лютера, Микеланджело, Шекспира и так далее, вплоть до Марии Магдалины, Иуды Искариота, царя Ирода и Понтия Пилата. Особенно широко были представлены письма французских государственных деятелей, писателей, учёных — от Карла Великого до Ришелье, от Жанны д’Арк до Вольтера и Руссо. При этом даже Юлий Цезарь и Клеопатра изъяснялись в своей любовной переписке на современном французском языке. Люка мало заботился о внешнем виде своих подлогов, которые он выдавал за оригиналы. Однажды его удалили из библиотеки, где он ножницами вырезал из старинных фолиантов чистые листы. Письма Абеляра к Элоизе вообще были написаны на бумаге с водяным знаком фабрики в Ангулеме. Люка было просто некогда вдаваться в такие тонкости — ведь он собственноручно подделал ни много ни мало — 27000 (двадцать семь тысяч!) различных документов. Его судили в 1870 г. и приговорили к 2 годам тюрьмы.

Даже прославленный ученый Жозеф Юстус Скалигер примерно в это же время составил вольную компиляцию из древнегреческих авторов, выдавая её за произведение некоего Астрампсихуса. Многие признали её за античную. Кстати сказать, само развитие науки выявило значение в процессе формирования европейской цивилизации народов, о прошлом которых в доримский период почти не имелось сведений в письменных источниках, — кельтов, жителей финикийских и греческих колоний на западе континента, этрусков, иберов, викингов, франков. Это было новое поле для подделок, освоенное, правда, преимущественно в XIX веке.

Некоторые сочинения, пользовавшиеся авторитетом и популярностью в античные времена и не сохранившиеся или дошедшие в виде отдельных фрагментов, привлекали внимание фальсификаторов из-за фамилии автора или излагаемых в них сюжетов. Иногда дело шло о целой серии последовательных подлогов какого-либо сочинения, не всегда ясно связанных друг с другом. Примером могут служить различные сочинения Цицерона, множество подделок которых породили в Англии в конце XVII и начале XVIII века жаркие споры о самой возможности из-за фальсификации первоисточников реального исторического знания. Произведения Овидия в раннее средневековье использовались, чтобы содержащиеся в них рассказы о чудесах включать в биографии христианских святых. В XIII веке целое сочинение приписали уже самому Овидию. Немецкий гуманист Пролюциус в XVI столетии дополнил седьмой главой сочинение Овидия «Календарь». Целью было доказать оппонентам, что, вопреки свидетельству самого поэта, это его произведение содержало не шесть, а двенадцать глав.

Ещё одним примером серии мистификаций может послужить фальшивое добавление к «Сатирикону», автор которого, Петроний, приближённый Нерона, почитался как законодатель моды и хорошего вкуса и был казнён императором из зависти к его славе. Фрагмент романа, который давал яркую картину римских нравов того времени, был в середине XVII века якобы найден в Трау, в Далмации, Мартином Статилиусом. Фрагмент прибавлял 30 страниц к уже известным страницам «Сатирикона». Обнаруженные в тексте грамматические ошибки заставили подозревать подделку. Тем не менее, эксперты сочли отрывок подлинным.

Большая часть подделок, о которых идёт речь, являлись своеобразным отражением особенностей не только политической борьбы, но и воцарившейся атмосферы мистификационного бума. О его масштабах позволяет судить хотя бы такой пример. По подсчётам исследователей во Франции между 1822 и 1835 годами было продано более 12000 рукописей, писем и других автографов знаменитых людей, в 1836-1840 годы было выставлено для продажи на аукционе 11000, в 1841-1845 — примерно 15000, в 1846-1859 — 32000. Некоторая толика из них была уворована из государственных и частных библиотек и коллекций, но основная масса являлась подделками. Повышение спроса рождало увеличение предложения, причём производство подлогов опережало в это время улучшение методов их выявления. Успехи естественных наук, особенно химии, позволявшие, в частности, определять возраст рассматриваемого документа, новые, пока ещё несовершенные способы разоблачения мистификаций использовались скорее в виде исключения.

Как раз в эти серединные десятилетия XIX века, о которых идёт речь, известность в кругах специалистов по истории античного мира и коллекционеров приобрело имя грека Симонидиса. Сначала он представил неизвестные фрагменты из Гесиода, Гомера, Анакреонта, будто бы доставшиеся ему в наследство от дяди. Их хотел купить за огромную сумму Британский музей в партнерстве с Афинским университетом. Лишь один из двенадцати экспертов заподозрил подлог и доказал, что в ранее неизвестных отрывках из Гомера воспроизведены все опечатки недавней публикации сочинений поэта немецким издательством Вольфа. Предложенные Симонидисом фрагменты из древнегреческой поэзии были отвергнуты Британским музеем, который всё же приобрел некоторые другие его рукописи. Ещё несколько вещей было куплено одним собирателем древностей.

Симонидис сообщил далее, что нашёл античную историю Армении. В саду хедива Египта Исмаил-паши он будто обнаружил целый ящик документов. Герцог Сандерланд купил за громадные деньги письма греческого политического деятеля Алкивиада Периклу и другие находки.

Симонидис утверждал, что разыскал историю Египта античного автора Урания. Текст Урания, по словам Симонидиса, находился под четырьмя слоями других античных сочинений, Высшие авторитеты в Германии признали историю Урания подлинной, что побудило прусского короля купить манускрипт. Микроскопический и химический анализы рукописи обнаружили подделку, что было признано Прусской академией наук. Симонидиса арестовали за мошенничество, при обыске в его квартире нашли материалы и научные труды, из которых он черпал сведения. Поражало количество манускриптов, находившихся в распоряжении Симонидиса, — около двух с половиной тысяч, причём некоторые из них весьма объёмные. Одна рукопись состояла из 770 страниц. Симонидис утверждал, что рукопись Урания — копия утраченного оригинала, и суд в Берлине оправдал его. По возвращению в Лондон Симонидис был обвинён, возможно, без достаточных оснований, в подделке папирусов с древними текстами. Он умер в Александрии. Вопрос о том, являются подлинными или поддельными некоторые из его рукописей, до сих пор так и не получил убедительного решения.

… и с Леонардом Эйлером аналогичная история: если посадить нормального человека ТОЛЬКО ПЕРЕПИСЫВАТЬ его труды, потребуется 80 лет работы каждый день по 12 часов без выходных. А ведь это математика, тут ещё соображать было надо. Не надо ещё забывать, что Эйлер полжизни был слепым, и родил, плюс ко всему 17 детей.

Что тут скажешь – либо:

О, сколько нам открытий…

либо:

О, сколько нам мозг пудрить будут…

nature

А вот еще огромное Спасибо Вере Нетай, которая записала транскрипт лекции, состоявшейся более десяти лет назад.

В.А.Иванов

В последние десятилетия ширится поток исследований, ставящих под сомнение достоверность многих утверждений исторической науки. За ее вполне благопристойным фасадом скрывается тьма фантазий, небылиц и просто откровенных подделок. Это относится и к истории математики. Рассмотрим пристально и беспристрастно личности Луки Паччоли и Архимеда, Эдуарда Люка и Леонардо да Винчи, римские цифры и египетский треугольник 3-4-5, Ars Metric и Rechenhӓftigkeit, а также многое другое.

Сейчас уже ясно, что традиционная картина цивилизации серьезно искажена, и это не могло не отразиться на всех сферах ее деятельности. В частности, история математики неотделима от истории мировой культуры, поэтому и она нуждается в серьезном ретроспективном анализе.

Когда люди научились считать? Можно сказать, что это случилось еще с их далекими предками, задолго до того, как они стали homo sapiens. Арифметика пронизывает все стороны повседневной жизни, включая жизнь животных. Например, биологами установлено, что ворона умеет считать до восьми. Если у вороны семь птенцов и одного убрать, то она сразу начинает искать пропавшего и пересчитывать свое потомство. А после восьми она не замечает пропажи, для нее это бесконечность. У каждого разумного существа имеется числовой предел, ограничивающий пределы счета.

Он существует и у людей, не знающих математики. Это отразилось в различных языках, в частности, в русском. Всего лишь шесть-семь столетий назад войска самых грозных и победоносных азиатских завоевателей четко делились на подразделения только до тысячи человек. Их возглавляли командиры, которые назывались десятниками, сотниками и тысячниками. Более крупные военные части носили имя «тьма», и их возглавляли «темники». Иначе говоря, их обозначали словом, означающим « так много, что сосчитать невозможно». Поэтому, когда мы встречаем в Ветхом завете или в «древних» летописях большие числа, например, 600 тысяч мужчин, которых Моисей вывел из Египта, это явный признак того, что цифра появилась, по историческим меркам, совсем недавно.

Реальная наука математика началась примерно с 17 века. Ее основоположником стал Фрэнсис Бэкон, английский философ, историк, политик, эмпирик (1561-1626). Он ввел так называемое опытное знание. Наука тем и отличается от схоластики, что в ней любое утверждение, любое знание подвергается проверке и воспроизведению. До Бэкона наука была умозрительной, на уровне логических построений, высказывались догадки, гипотезы и теории, но они никогда не проверялись. Поэтому физика и химия как науки до 17 века не существовали в современном смысле. Тот же Галилео Галилей (1564-1642), основатель экспериментальной физики, залезал на Пизанскую башню и оттуда бросал камушки, и только тогда выяснил, что Аристотель ошибался, когда заявлял, что тела движутся прямолинейно и равномерно. Оказалось, что камушки движутся с ускорением.

Аристотель так утверждал не потому, что он ленился проверить, а потому, что еще не родились даже простейшие экспериментальные научные методы. Еще раз подчеркнем: нет проверки – нет достоверных знаний.
Вот пример, известный далеко не всем. Первую работу по физике в Китае издали в 1920 году. Китайцы объясняют это тем, что веками обходились без нее, потому что руководствовались учением Конфуция (556-479 до н.э. – как бы). А тот садился, созерцал и все черпал, как Аристотель, из воздуха. Конфуция проверять – только время терять, считали китайцы. Это очень подозрительно в свете утверждений, что они первыми придумали бумагу, порох, компас и кучу других полезных изобретений. Откуда все это, если у них не было никакой науки?

Таким образом, первые же попытки проверить, когда и как появились те или иные научные, в том числе математические, результаты, показывают, что в истории науки очень много мифов, особенно когда речь заходит о времени до изобретения книгопечатания, позволившего закреплять на бумаге истории тех или иных исследований. Одна из таких небылиц, кочующая из книги в книгу, это миф о «Египетском треугольнике», то есть прямоугольном треугольнике с соотношением сторон 3:4:5. Все знают, что это миф, но он упорно повторяется различными авторами и кочует из книги в книгу.
Миф рассказывает о веревке с 12 узлами. Из такой веревки складывают треугольник: три узла внизу, четыре – сбоку, и пять узлов на гипотенузе. Чем такой треугольник замечателен? Тем, что он удовлетворяет требованиям теоремы Пифагора, то есть:

32 + 42= 52

Раз это так, то угол при основании между катетами является прямым. Таким образом, не имея никаких других инструментов – ни угольников, ни линеек, можно построить прямой угол достаточно точно.

Самое поразительное то, что ни в каком источнике, ни в каком исследовании нет ни малейшего упоминания о «Египетском треугольнике». Его выдумали популяризаторы 19 века, которые снабжали древнюю историю придуманными «фактами» математической жизни. Между тем, от древнего Египта сохранились всего лишь две рукописи, в которых есть хоть какая-то математика: это папирус Ахмеса, учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, его еще называют папирусом Ринда (Райнда) по фамилии первого владельца (1858 г.), и московский математический папирус, или папирус В.Голенищева, одного из основателей русской египтологии.

Другой пример – «Бритва Оккама», методологический принцип, названный по имени английского монаха и философа-номиналиста Уильяма Оккама (1285-1349). В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости». Считается, что Оккам обосновал принцип современной науки: нельзя объяснять какие-то новые явления, вводя новые сущности, если их можно объяснить с помощью того, что уже известно.

Это логично.

Но Оккам не имеет к этому принципу ни малейшего отношения; ему приписали этот принцип задним числом. Тем не менее миф очень устойчив, он упоминается во всех философских энциклопедиях.

Еще одна небылица – о золотом сечении: делении непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая – ко всей величине. Такая пропорция присутствует в пятиконечной звезде. Если ее вписать в круг, то она называется пентаграммой. И считается дьявольским знаком, символом сатаны, или знаком Бафомета. Но никто не говорит, что термин «золотое сечение» придуман в 1885 году немецким математиком Адольфом Цейзингом и впервые использован американским математиком Марком Барром, а не Леонардо да Винчи, как пишут везде и всюду. Это, что называется, «классика жанра», классический пример описания прошлого в современных представлениях. Ведь здесь использовано иррациональное действительное число, положительное решение квадратного уравнения

x2 – x – 1 = 0

Иррациональных чисел не было ни в эпоху Евклида, ни в эпоху Леонардо да Винчи и Ньютона.

Существовала ли золотая пропорция прежде? Конечно. Но она называлась divina, то есть божественная пропорция, или дьявольская, по мнению других. Всех чернокнижников эпохи Возрождения называли дивинами – devils. Ни о каком золотом сечении как термине речь тогда даже близко не шла.

Еще один миф – «Числа Фибоначчи». Речь идет о ряде чисел, каждый член в котором — сумма двух предыдущих. Он известен как ряд Фибоначчи, а сами числа — числа Фибоначчи, названы именем «средневекового» математика, их создавшего ( 1170- 1250)

Но, оказывается, что великий Иоганн Кеплер, немецкий математик, астроном, оптик и астролог, ни единым словом не упоминает эти числа. Создается полное впечатление, что ни один математик 17 века не знает, что это такое, несмотря на то, что труд Фибоначчи «Книга абака»( 1202 г.) считалась очень популярной в средние века и в эпоху Возрождения и была основной для всех математиков той эпохи. В чем же дело?

Есть очень простое объяснение. В конце 19 века, в 1886 году, во Франции вышел замечательный четырехтомник Эдуарда Люка «Занимательная математика» для школьников. В ней много прекрасных примеров и задач, в частности, знаменитая задачка о волке, козе и капусте, которых нужно перевезти через реку, но так, чтобы никто никого не съел. Ее придумал Люка (хотя считается, что это Алкуин). Он же придумал и числа Фибоначчи. Он один из творцов современных математических мифов, прочно вошедших в оборот. Мифотворчество Люка продолжил в России популяризатор Яков Перельман, издавший целую серию таких книг по математике, физике и т.д. По сути, это вольные, а временами и буквальные переводы книг Люка.

Надо сказать об отсутствии возможности проверять математические расчеты времен античности. Арабские цифры, (традиционное название набора из десяти знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; ныне использующегося в большинстве стран для записи чисел в десятичной системе счисления), появляются очень поздно, на рубеже 15-16 веков. До этого использовались так называемые «римские цифры», с помощью которых что-либо вычислить было невозможно. Вот некоторые примеры. Цифры писались так:.

888 = DCCCLXXXV111,
3999 = MMMCMXCIX, и так далее.

При такой записи никаких расчетов не сделаешь. Они и не производились. А ведь в древнем Риме, который просуществовал, согласно современной истории, полторы тысячи лет, вращались огромные деньги. Как их считали? Банковской системы не существовало, никаких расписок тоже, никаких текстов, связанных с математическими расчетами, тоже не существует. Ни из древнего Рима, ни из раннего средневековья. И понятно, ПОЧЕМУ: просто еще не было никаких способов математической записи.

В качестве примера приведу, как записывались цифры в Византии. Открытие, по легенде, принадлежит Рафаэлю Бомбелли, итальянскому математику и инженеру-гидравлику. Его настоящее имя – Мацолли(1526-1572). Он как-то пошел в библиотеку, нашел математическую книжку с этими записями и тут же ее издал. Кстати, на ее полях Ферма написал свою знаменитую теорему, поскольку больше не нашел никакой другой бумаги. Но это к слову.

Так вот, запись уравнения выглядит так,
(На киборде нет соответствующих значков, поэтому я записал на отдельной бумажке)

Такой способ математической записи невозможно использовать при расчетах.

В России первая книга, в которой была какая-то математика, вышла только в 1629 году. Она называлась «Книга сошного письма» и посвящалась тому, как измерять и описывать городские и сельские земельные владения (включая угодья и промыслы) с целью государственного налогового обложения (условная податная единица – соха). То есть не только для налоговиков, но и для землемеров.

И что выясняется?

Понятия прямого угла еще не существовало! Таков был унылый уровень науки.

Еще одно заблуждение. Великий Пифагор изобрел свою теорему. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен):

«В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый,
Славную он за него жертву быками воздвиг.»

Но он вообще никогда не занимался геометрией! Он занимался оккультными науками. У него была мистическая школа, в которой, в частности, числам придавалось оккультное значение. Двойка считалась женской, тройка – мужской, цифра пять означала «семью». Единица числом, естественно, не считалась. Ее отстоял нидерландский математик Симон Стевин (1548-1620). Он написал книгу «Десятая» (Decima), и в ней доказал, что единица – это, все-таки число, и ввел понятие десятичной дроби.

Что же было числами?

Открываем Евклида (около 300 г.до н.э., по ТИ), его сочинение по основам математики – «Начала». И обнаруживаем, что арифметика тогда называлась «ARS METRIC» – «Искусство измерения». Там вся математика сводится к измерениям отрезков, используются простые числа, нет математических операций деления и умножения. Нет ни одного труда той эпохи, где были бы произведены какие-либо вычисления. Считали на счетной доске абак. Но как же рассчитывали мосты, дворцы, замки, колокольни?

Да никак.

Все известные архитектурные сооружения, которые мы знаем, появились после 17 века.

Как известно, Петербург в России был заложен в 1703 году. Сохранились с тех пор всего лишь три здания. При Петре 1 не возводились каменные здания, в основном это были мазанки из глины с соломой. Петр издал указ, в котором говорилось именно о мазанках (указ о шалашах на першпективе Невского проспекта). Каменные здания начали строиться лишь в эпоху Екатерины Второй. Для чего русские люди ездили в Европу по приказу царя? Да чтобы учиться фортификации, строительству, умению производить математические расчеты зданий и сооружений.

Мы недавно проводили исследования по Парижу. Все основные здания были сооружены в 18 и 19 веках. Одно из первых каменных зданий в этом городе – Святая Капелла – Сент Шапель. Без слез нельзя на нее смотреть: кривые стены, кривые камни, прямых углов нет, пещерное сооружение, самое старое в Париже из 13 (как бы) века.

Версаль строился в 18 веке. А на месте Елисейских полей тогда было «Козье болото».

Возьмите Кельнский собор, который начали строить в средние века .Его достраивали в 20 веке! Он достраивался современными методами. Та же история с Сакре-Кер – Базиликой Святого сердца. Этот собор якобы сильно пострадал во время Великой Французской революции: разбили статуи, витражи и прочее. Все восстановлено, но сделано это в 19 и даже в 20 веке. Все французские древние сооружения отреставрированы современными методами. И мы видим не те сооружения, которые были когда-то, а те, которые выглядят так, как представляют их себе современные реставраторы.

То же самое относится к Петропавловской крепости в Петербурге. Она сделана из стекла и бетона, очень красиво смотрится. А если вы зайдете внутрь, там есть помещения, сохранившиеся со времен Петра 1. Жутко убогие помещения, со стенами из булыжников ,скрепленных глиной с соломой, практически бесформенные. И это – 18 век.

Известна история Покровского собора в московском Кремле, называемого также собором Василия Блаженного. Он разрушался в ходе строительства, поскольку не было расчетов и методов этого расчета. Это отражено в письменных источниках. Поэтому были приглашены итальянские строители, и они начали строить и Кремль, и все остальные здания. Они строили один в один по типу итальянских соборов и дворцов. У итальянцев было то, что произвело революцию не только в строительстве, но и во всей цивилизации: они владели методикой математического расчета!

Арифметика ясно подсказывает, что без знания этих методов ничего путного построено не будет. Мосты – сложные технические сооружения, немыслимые без предварительных расчетов. И до тех пор, пока такие математические расчеты не были разработаны, в Европе не было каменных мостов. Были деревянные, наводные типа понтонов.Первый каменный мост в Европе – это Карлов мост в Праге. То ли 14,то ли 15 век. Он не раз разваливался, потому что камень имеет срок годности, и потому, что совершенствовались расчеты. Первый и последний каменный мост в Москве был построен в середине 19 века. Он простоял 50 лет и развалился по тем же причинам.

Родившись, математика вызвала к жизни не только современную науку. Изобретение арабских цифр и позиционной системы счисления, позиционной нумерации, когда значение каждого числового знака(цифры) в записи числа зависит от его позиции(разряда), позволило производить вычисления, которые мы выполняем и сегодня: сложение-вычитание, умножение-деление. Система была очень быстро усвоена прежде всего купцами, и в результате произошел всплеск финансовой системы. И когда нам говорят, что эту систему придумали тамплиеры в 13 веке, это откровенный фейк, потому что не было никаких способов ею управлять.
Но математика породила и многое другое, как всегда бывает с величайшими достижениями человечества. Она превратила 16 век в мрачную и зловещую эпоху. Время расцвета обскурантизма, колдовства, охоты на ведьм .В 1492 году – учреждение инквизиции в Испании, в 1555 году – учреждение инквизиции в Риме. Между тем, историки пытаются нас убедить, что инквизиция – порождение 13-15 веков. Ничего подобного.

Отчего же все это появилось? С чего все началось?

С мании все вычислять. Считали даже, сколько чертей поместится на конце иголки. А ведьм определяли по весу: если женщина весила меньше 48 кг, она считалась ведьмой, поскольку, по мнению инквизиторов, могла летать. Это и есть 16 век. Появился даже термин «расчетолюбие-Reckenhaftigheit.»

В качестве курьеза следует отметить, что тот век подарил нам еще кое-что. Например, слова «компьютер, принтер, сканер». Компьютерами назывались те, кто занимались расчетами, то есть вычислители. Принтер – это человек, который занят книгопечатанием, а сканер – корректор. Эти смыслы были утеряны, а слова возродились в наше время с новыми значениями.

Одновременно, в 1532 году, появляется наука хронология. И это естественно: пока не было способов считать, не было и хронологических расчетов. Тогда же начинает развиваться астрология, также основанная на расчетах. Надо упомянуть и нумерологию. В числах начинают видеть магию. В нумерологии за каждым однозначным числом закреплены определённые свойства, понятия и образы. Нумерологией пользовались при анализе личности человека, чтобы определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, выбрать лучшее место для жизни, определить наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. Некоторые с ее помощью выбирали себе партнёров — в бизнесе, браке. Одним из крупнейших нумерологов был Жан Боден (1529-1594), политик, философ, экономист. Появляется и Жозеф Жюст Скалигер(1540-1609), филолог, историк, один из основателей современной исторической хронологии. Вместе с богословом и монахом Дионисием Петавиусом они и рассчитали задним числом ряд исторических дат прошедшей истории и оцифровали те факты и события, которые были им известны.

О том, как тяжело и трудно внедрялось в сознание общества арифметизация, показывает пример России. 1703 год можно считать годом начала этого процесса в нашей стране. Тогда вышла книга Леонтия Магницкого «Арифметика». Сама фигура автора -вымышленная. Это просто тупой и банальный перевод на русский язык западных математических руководств. На основе этого учебника Петр Первый организовал училища морских офицеров-навигаторов.

Exodus 3

Кто такой Иосиф Скалигер?

«… Иозеф Юстус Скалигер опубликовал величайший исторический бред всех времен и народов, лежащий и сегодня еще в основе общепринятого исторического мифа.»

(Е.Я. Габович)

Вся древняя и средневековая истории в том виде, в каком мы ее имеем сейчас, создана и в значительной мере завершена в серии фундаментальных трудов XVI-XVII вв., начинающейся трудами Иосифа Скалигера (1540-1609) (Iosephus Iustus Scaliger) – “основоположника современной хронологии как науки”.

Работу И.Скалигера в основном завершил хронолог Дионисий Петавиус (Петавий) (1583-1652).

Следуя скалигеровской схеме, в XVIII веке русскую историю “переработал” Герард Фридрих Миллер (1705-1783).

Поэтому принятую сегодня историю древности и средневековья правильнее было бы называть ВЕРСИЕЙ СКАЛИГЕРА-ПЕТАВИУСА или СКАЛИГЕРОВСКОЙ ХРОНОЛОГИЕЙ.

Эта версия была в XVII-XVIII веках далеко не единственной. В справедливости ее сомневались крупные ученые.

В основополагающих трудах Скалигера и Петавиуса XVI-XVII веков хронология древности приводится в виде таблицы дат без обоснования (!). Ее основой объявляется церковная традиция.

Это и не удивительно, так как “НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ ИСТОРИЯ ОСТАВАЛАСЬ ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИЕЙ, и ее писали, как правило, духовные лица”.

К сведению, книги Скалигера, за 400 лет ни разу не переводили ни на один современный язык. И весь секрет в том, что там нет никакой обоснованности, и если массовый читатель с ними ознакомится, то карточный домик традиционной истории рухнет в два счёта.

Сегодня считается, что основы хронологии были заложены Евсевием Памфилом якобы в IV веке н.э. и блаженным Иеронимом.

Считается, что в основу скалигеровской хронологии было положено толкование разнообразных числовых сведений, собранных в Библии. В результате схоластических упражнений с числами возникали, например, следующие “базисные даты”, от которых затем и развертывалась вся хронология древней истории. Например, по мнению известного хронолога Дж.Ашера (его звали также Уссерий или Ушер), мир был создан утром в воскресенье 23 октября 4004 года до н.э. Поразительная точность!

Не надо забывать, что известная сегодня “светская” хронология в значительной степени основана на средневековой схоластической библейской хронологии. Современный историк Э.Бикерман по этому поводу совершенно справедливо замечает: “Христианские историки поставили мирскую хронографию на службу священной истории… Компиляция Иеронима явилась основой хронологических знаний на Западе”.

Хотя “И.Скалигер, ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ ХРОНОЛОГИИ как науки, пытался восстановить весь труд Евсевия, – но, как отмечает Э.Бикерман, – датировки Евсевия, которые часто в рукописях ПЕРЕДАВАЛИСЬ НЕВЕРНО, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МАЛО НАМ ПОЛЕЗНЫ”.

Ввиду существенной неоднозначности и сомнительности всех этих средневековых вычислений, “дата сотворения мира”, например, варьируется в разных документах в значительных пределах.

 5969 год до н.э. – антиохийская, по Феофилу, другую версию см. ниже,
 5508 год до н.э. – византийская, или так называемая константинопольская,
 5493 год до н.э. – Александрийская, эра Анниана, а также 5472 год до н.э. или 5624 год до н.э.,
 4004 год до н.э. – по Ашеру, еврейская дата,
 5872 год до н.э. – так называемая датировка 70 толковников,
 4700 год до н.э. – самарийская,
 3761 год до н.э. – иудейская,
 3491 год до н.э. – датировка по Иерониму,
 5199 год до н.э. – датировка по Евсевию Кесарийскому,
 5500 год до н.э. – по Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому,
 5515 год до н.э., а также 5507 год до н.э. – по Феофилу,
 5551 год до н.э. – по Августину.

Амплитуда колебаний этой считающейся фундаментальной для древней хронологии точки отсчета дат составляет, как мы видим, около 2100 лет.
Полезно знать, что существует около 200 (двухсот!) различных версий “дат сотворения мира”.

Вопрос о “правильной дате основания мира” был отнюдь не схоластичным, и ему недаром уделялось такое большое внимание в XVII-XVIII веках. Дело в том, что большое число старых документов датирует события годами “от Адама” или “от сотворения мира”. Поэтому существующие тысячелетние расхождения в выборе этой точки отсчета существенно сказываются на датировке многих старых документов.

И.Скалигер, вместе с Д.Петавиусом, впервые применили астрономический метод для подтверждения,
– но отнюдь не для критической проверки,
– позднесредневековой версии хронологии предыдущих веков. Тем самым, Скалигер превратил, как считают современные комментаторы, эту хронологию в “научную”. Этот налет “научности” оказался достаточным для хронологов XVII-XVIII вв., чтобы также полностью довериться дошедшей до них и уже значительно закостеневшей хронологической сетке дат.

Немаловажно, что скалигеровская хронология была первоначально создана в рамках западно-европейской католической церкви и много лет находилась под полным ее контролем.

А.Олейников писал: “Трактуя различные сведения, собранные в Священном писании, средневековые теологи неоднократно пытались вычислить возраст Земли. Изучив текст Библии, АРХИЕПИСКОП Иероним пришел к заключению, что мир сотворен за 3941 год до начала современного летоисчисления. Его коллега Феофил – ЕПИСКОП антиохийский – увеличил этот срок до 5515 лет. Августин Блаженный прибавил к нему еще 36 лет, а ирландский АРХИЕПИСКОП Джеймс Ашер, явно неравнодушный к точным цифрам, высказал предположение, что мир был сотворен в утренние часы 23 октября 4004 г. до Рождества Христова”.

Многие известные западно-европейские хронологи XVI-XVII веков часто занимали официальные церковные посты. Например, И.Скалигер (1540-1609) был богословом, основатель палеографии Тишендорф (1815-1874) – доктором теологии, Дионисий Петавиус (Петавий) (1583-1652) – иезуитом, автором богословских сочинений.

Абсолютная вера в незыблемость того, что им сообщала церковная хронологическая версия, лежала в основе их мировоззрения. Поэтому они относились, – даже в новое время, – к данным других наук лишь как к адвокатам, призванным защитить то или иное их априорное предположение, базирующееся на церковной западно-европейской хронологии, переименованной потом в научную.

Обожествление церковными хронологами западной церкви деятельности их предшественников XV-XVI веков – религиозных авторитетов – полностью исключало саму возможность какой-либо, пусть даже минимальной, критики основ хронологии.

У И.Скалигера, например, не могло даже возникнуть “еретической” мысли перепроверить хронологический материал отцов церкви (Евсевия и других), поскольку “Скалигер называет этот труд Евсевия (”Евангельское приготовление”) БОЖЕСТВЕННЫМ”.

Безусловно поклоняясь авторитету предшественников, хронологи резко реагировали на критику со стороны. Тот же И.Скалигер ярко демонстрирует свое отношение к объективной научной критике следующим эпизодом. “Видный филолог Жозеф де Скалигер, автор высоко оцененной в ученом мире хронологии, стал страстным квадратуристом”.

Напомним, что квадратуристами называли людей, пытавшихся с помощью циркуля и линейки построить квадрат, равновеликий по площади данному кругу. Эта математическая задача принципиально неразрешима, как доказано в геометрии.

Однако И.Скалигер опубликовал книгу, в которой утверждал, что он установил “истинную квадратуру”, то есть что он решил задачу. “Как ни пытались лучшие математики эпохи – Виет, Клавий… доказать ему, что… рассуждение неправильно, – все было бесполезно” .
Дело в том, что из неверного “доказательства” Скалигера легко следовало, будто периметр правильного 196-угольника больше длины ОПИСАННОЙ вокруг него окружности. Что, конечно, абсурдно.

Тем не менее, “Скалигер и его сторонники, неистово защищавшие свои мнения, ничего не признавали… отвечали… руганью и презрительными эпитетами, в конце концов объявив всех геометров совершенными невеждами в области геометрии”.

Можно представить, как реагировали эти люди на попытки критического анализа установленной ими версии хронологии.

Немногие знают, что Скалигер и Петавиус довели хронологию до “совершенства”, до “абсолютно точных дат” – указывая год, число, месяц, а иногда даже час дня! – для всех основных событий истории человечества.

Современные монографии и учебники почему-то приводят, как правило, лишь годы событий по Скалигеру – Петавиусу, стыдливо опуская месяц, число и час дня.

К XIX веку суммарный объем хронологического материала разросся настолько, что вызывал к себе априорное уважение уже хотя бы самими своими масштабами.

Так что хронологи XIX века видели свою задачу только в уточнении некоторых деталей.

В XX веке вопрос считается практически уже решенным, и хронология древности окончательно застыла в той форме, в какой вышла из произведений Евсевия, Иеронима, Феофила, Августина, Ипполита, Клемента Александрийского, Ашера, Скалигера, Петавиуса.

Для человека нашего времени сама мысль о том, что на протяжении примерно трехсот лет историки следовали ошибочной хронологии, кажется нелепой, поскольку вступает в противоречие с уже сложившейся традицией.

Тем не менее, по мере развития хронологии, специалистами были обнаружены серьезные трудности при попытках согласовать многие хронологические данные древних источников с уже установившейся скалигеровской версией:

 Так, например, обнаружилось, что Иероним делает в описании событий СВОЕГО ВРЕМЕНИ ошибку в сто лет.

 Так называемая “сасанидская традиция” отделяла Александра Македонского от Сасанидов 226 годами, а современные историки увеличили этот интервал до 557 лет. Здесь разрыв достигает более чем 300 лет.

 ”Иудеи также отводят на персидский период своей истории всего 52 года, хотя Кира II от Александра Македонского отделяют 206 лет (согласно скалигеровской хронологии)”.

 Основы египетской хронологии также дошли до нас, пропущенные через фильтр христианских хронологов: “Список царей, составленный Манефоном, сохранился только в выдержках у христианских авторов”.

 Не все читатели, может быть, знают, что “ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ ИЗБЕГАЛА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭРОЙ ПО РОЖДЕНИЮ ХРИСТА, ПОСКОЛЬКУ СПОРЫ О ДАТЕ ЕГО РОЖДЕНИЯ ПРОДОЛЖАЛИСЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ДО XIV В.”.

Логическая задача

Есть пара дверей. Перед дверью на свободу стоит охранник, перед дверью на гильотину – другой.

Один всегда говорит правду, другой врёт через раз. Можно задать только пару вопросов, требующих ответа: да или нет.

Задайте их, получив ответ, выберите только ту дверь, что ведёт на свободу, откройте её и вы на свободе.

По какому вопросу надо задать каждому из охранников, чтобы не оказаться на гильотине? (Не цитата, но взято из ТВ-программы; там же разбиралось решение.)

Истинная математика словесная и чисел не требует (аксиома 1).

Единица позволила только пересчитывать. Понадобились знаки (цифры) для обозначения количества. Как варианты: 3,5,7,12,16. На пальцах- не удобно делить на 3 и 4 – вряд ли 10. Способ записи – прообраз «римских» (вывод 1).

Ноль позволил сделать «шаг» (от 0 до 1) – единица измерения длины. Только тогда появилась современная геометрия (вывод 2).

Знаки «+», «-» и «=», ввёл Рене Декарт, для упрощения записи. Существующая форма записи не позволяет делать сложных вычислений (не возможно даже умножать). А торговля уже есть – очень неудобно просчитать прибыли и прочее. Именно это обстоятельство , заставило изобрести систему записи чисел: «АВ» есть сумма «В» и {произведения} «А» на количество цифр в системе счисления (вывод 3).

Только сейчас математика получила возможность производить вычисления и не раньше (аксиома 2)

Как следствие, вычисления и геометрия образуют астрономию (Птолемей) и по – иному события развиваться не могут (вывод 4).

Торговля по-прежнему не может иметь общепринятый номинал монеты и это неудобно (кризис 1).

Астрономы выясняют, что все «годомеры» есть «день сурка» или «грачи улетели» (кризис 2) и запись чисел произвольна и несопоставима (кризис 3).

Если вы дочитали до сих пор, то ВАМ вопрос: «какая там комета?» Тут «такие дела!».

Если у меня нет ошибок в рассуждениях, то должен последовать «Торговый альянс некоторых уже держав».

… Скалигер выполнил волю. … (СИ и СГС – плакат в кабинете физики имеет не полный список)
… Номинал на монетах с указанием года выпуска на ней.
… Единая религия взамен существующих (!).
… Новая точка отчёта для хронологии.
… «Новый год».
… «А что делать с летописями».
… Единый государственный язык из тех, что в наличии в самой державе или изобрести и её образец.
… …
…Секретные канцелярии…
… и ещё много чего…

Топ 5

Комментарии

Читайте также: