Мордва против

Русь сокровенная и тайны Волги-матушки
Процесс запущен, и эрзян, наравне с мокшей, можно считать историческими мусульманами. Своей фамилией род Абрамовых обязан пращуру Обрану Надежкину, переселившемуся в конце XVIII века из присурского, тогда мокшанского села Кочелай в эрзянское село Найман. Пять поколений подряд потомки Обрана женились на эрзянках.

Что Вы знаете про эрзя, черемисов, фенов, вогулов, лопарей с весью, мордву, остяков, а, главное, вотяков? А про мокшу и невров (не путать с потрёпанными нервами)?

Вот то-то же!

Зато всё про это знает Автор нашего многосерийного фильма Андрей Рыбин, который много лет исследует сакральную Русь в границах исконно-посконного ареала – в Поволжье.

Дело это исключительно перспективное и многообещающее, потому что все более-менее грамотные люди прекрасно знакомы как с невероятными, но очевидными версиями новохронологической теории Анатолия Фоменко относительно событий на берегах Волги-матушки в “древние” времена, так и, например, с работами, представленными на нашем сайте Великим Князем (и по совместительству императором всея Руси) Валерой Кубаревым Большим Кубенским Рюриковичем … 😉

Итак, смотрите на канале “Тайнам Нет” одну из частей нашего сериала РУСЬ СОКРОВЕННАЯ, в котором под разными углами рассматривается само понятие “Русь”, и даётся ему адекватная, и, в зависимости от мировоззрения авторов, более-менее объективная оценка …

Уважаемые друзья и посетители нашего портала.

Перед Вами одна из нескольких серий большого материала, посвященного исследованиям «русского мира» Андреем Рыбиным под общим названием «Русь сокровенная и тайны Волги-матушки».

На нашем сайте Тайнам Нет можно найти и остальные части, также выложенные безвозмездно, то есть «дадом». 🙂

А если Вам показалось любопытным то, что мы представили для изучения, рекомендуем подписаться на архив «Закрытого клуба Тайнам Нет»: это безопасно, легко и интересно.
В том числе там располагается и полная версия фильма, с частью которого Вы ознакомились выше.

Мало того, дополнительно каждый месяц Вы будете иметь доступ к 7- 8 новым работам, которые постоянно создаются нашей командой «Тайнам Нет».
И всё это в рамках той самой подписки на полный архив «Закрытого клуба Тайнам Нет»:

Для тех, кому скучно или недосуг самому шерстить интернет в поисках дополнительной информации – предлагаем небольшую подборку материалов, лежащих в Сети в открытом доступе:

Мордовский историк “подарил” эрзянам Пургаза.

Валерий Анатольевич Юрчёнков
Валерий Анатольевич Юрчёнков

Валерий Анатольевич Юрчёнков. Мордовский историк “подаривший” эрзянам Пургаза.

Ученая степень: доктор исторических наук
Ученое звание: профессор.

Академик Академии политических наук Российской Федерации (2000). Академик Международной академии наук педагогического образования (2008).
Награды: Заслуженный деятель науки Республики Мордовия (2001). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2008). Лауреат Государственной премии Республики Мордовия (2005). Лауреат еженедельника «Литературная Россия» (2004).

Указ Главы РМ Н. И. Меркушкина о награждении В. А. Юрченкова орденом Славы III степени стал еще одним ярким фактом высокого признания заслуг историка и общественного деятеля В. А. Юрченкова перед республикой.

Общественная деятельность:

Член Общественной палаты Российской Федерации, член комиссии по вопросам развития гражданского общества (с 2010). Сопредседатель Общественной палаты Республики Мордовия (с 2008). Председатель Комиссии по геральдике при Главе Республики Мордовия (с 2002). Председатель Мордовского республиканского отделения Российского общества историков-архивистов (с 2006). Член исполнительного комитета общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» (с 2009).

Пургаз (Инязор Пургаз, в русских летописях указывается Пургас; XIII век, даты рождения и смерти неизвестны) — выдающийся эрзянский военный и государственный деятель первой половины XIII века, эрзянский князь (инязор), национальный герой эрзян. В свою пору стоял во главе эрзянского государственного образования, которое летописцы называли «Пургасовой волостью».

Летописи, упоминающие Пургаза

В январе 1229 эрзянское войско под командованием Пургаза нанесло удар войску трёх русских князей: Ярослава Всеволодовича, Василька и Всеволода Константиновичей, совершивших вылазку с целью захвата эрзянских земель и их присоединения к Северо-Восточной Руси.

«…Молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившеся, назаутрие ехаша в лес глубок, а мордва, давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избиша их; а иных изъимаша; бежаша в тверди, тех тамо изоиша, и князем нашим не бысть кого воевати» (из полного собрания русских летописей).

Спустя некоторое время в сражении с Пургазом потерпел поражение и мокшанский князь Пуреш, воевавший в союзе с русскими князьями. В апреле 1229 года Пургаз пытался разорить Нижний Новгород, «оплот русской силы в мордовской земле». Сумел лишь сжечь посад города и окрестные села, но крепость взять не удалось. Лаврентьевская летопись об этом повествует:

…Пришла мордва с Пургасом к Новгороду и отбились от них новгородцы; они же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых. В то же лето Пурешев сын с половцами победил Пургаса, и перебил всю мордву и Русь Пургасову, а Пургас едва бежал с малым отрядом

Через несколько месяцев Пургаз совершил поход в земли Пуреша, но и он оказался неудачным. Летом 1237 князь Пургаз

«…с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил» от нагрянувших монгольских орд во главе с Батыем. Не исключено, что войско под командованием Пургаза принимало участие в Золоторёвском сражении (в 30 км от Пензы). И лишь при повторном походе в Поволжье, с осени на зиму 1238—1239, монголам удалось сломить сопротивление отрядов Пургаза, Уркасакана, как называет его персидский историк Рашид-Ад-Дин

«Того же лета на зиму, — сообщает об этом летопись, — взяша татарове Мордовскую землю…».

Среди глав покоренных княжеств, приезжавших в Орду за ярлыками на княжение, имя Пургаз не упоминается.

Образ Инязора Пургаза в литературе

Образ Инязора Пургаза замечательно выведен в поэме «Возмездие» В. Ф. Егорова (1978) и в замечательном историческом романе «Пургаз» эрзянского народного писателя К. Г. Абрамова (1988), переведённом и на русский язык. Кроме этого была поставлена мини-опера Александром Кизаевым «Пургаз цёрыне» («Пургаз юноша»).

Карта из книги "Любимая Русь и Мордва".  "Россия -Родина моя" В.А. Юрченков (стр. 41)
Карта из книги “Любимая Русь и Мордва”.
“Россия -Родина моя” В.А. Юрченков (стр. 41)

Обрати своё внимание уважаемый читатель на территорию Пурешевой волости обозначенной на карте.

В книге «Эрзя и Мокша в древности и современности» (1999) В. А. Юрченков пишет:

«Очень тяжёлым (для эрзян) был период начала XIII века. Требовался такой человек, которому бы верили, его идеи и поручения выполнялись бы, за ним бы шли на любое дело. Именно таким человеком стал Пургаз — мудрый, богатый душой, крепкий характером, предвидящий будущее».[3].

И далее автор отмечает:

* Пургаз был талантливым полководцем. В 1228 году он разбил дружины русских князей Ярослава Всеволодовича, Василька и Всеволода Константиновичей.

* Пургаз был мудрым дипломатом. Для совместной защиты от набегов русских князей он заключил союз с Волжской Булгарией.

* Пургаз был умным и толерантным правителем Эрзянь Мастор. Он разрешал селиться в Эрзянь Мастор беглым крестьянам из русских княжеств.

* Пургаз был храбрым и полководцем и человеком. Он не сдался монгольским войскам сам и не сдал им свою страну Эрзянь Мастор, хотя понимал, что противостоять такой мощной силе будет очень трудно.

В заключение В. А. Юрченков пишет:

«Всё выше сказанное ставит Инязора Пургаза первым эрзянским национальным героем».

Примечания

“Пургаз – видный политический деятель ХIII в. Он был мудрым дипломатом, бесстрашным воином, талантливым организатором и прогрессивным человеком своего времени. В исторически сложное время, находясь между Русью и монгольским востоком, он умел, когда надо, наладить дружеские отношения, а когда и дать достойный отпор”, – так отрекомендовал князь сегодняшних эрзян Кшуманцянь Пиргуж национального героя перед мэром Саранска Владимиром Сушковым.

Образ Инязора Пургаза замечательно выведен в историческом романе «Пургаз» эрзянского народного писателя К. Г. Абрамова (1988), переведённом и на русский язык

Своей фамилией род Абрамовых обязан пращуру Обрану Надежкину, переселившемуся в конце XVIII века из присурского, тогда мокшанского села Кочелай в эрзянское село Найман. Пять поколений подряд потомки Обрана женились на эрзянках.

Вот ответ на вопрос, точнее причина по которой К. Абрамов Н.Новгород назвал “Обран ош”.

Не менее любопытно мнение эрзянского лидера Эрюша Вежая, относительно персоны Пургаза

“Эрзянский князь Пургас. Реставрация с арабской монеты. Выполнена А.Д. Галкиным, учителем-историком и графиком из г. Орска Оренбургской области. На русских картах 12-13 веков всегда выделялась территория Пургасова Русь, которая тянулась по берегам Волги от Н. Новгорода до Казани. В русских летописях не раз упоминается Пургас, который победил соединенные силы северных русских князей. Монеты с изображением главы Пургасовой Руси (Эрзянь Мастор) были выполнены в Арабском халифате после гибели Пургаса.”
Эрзянь нилькс. http://erzianj.borda.ru/?1-1-0-00000126-000-40-0

Исламский халифа?т (араб. ????? ???????‎‎) — теократическое мусульманское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами

А теперь внимание уважаемый читатель, познай причину чеканки монеты!!

Эрзянский князь Пургас. Реставрация с арабской монеты. Выполнена А.Д. Галкиным, учителем-историком и графиком из г. Орска Оренбургской области. Изображение увеличено в 100 раз. На русских картах XII — XIII вв. всегда выделялась территория Пургасова Русь, которая тянулась по берегам Волги от Н. Новгорода до Казани. В русских летописях не раз упоминается Пургас, который победил соединенные силы северных русских князей. Монеты с изображением главы Пургасовой Руси были выполнены в Арабском халифате после его убийства во время второй попытки сжечь Нижегородский кремль при нашествии Батыя. В моей семье сохранилась легенда, связанная с этим именем. По словам отца, из поколения в поколение главы семейств перед кончиной старшему или младшему сыну передавали легенду о том, что наш род — продолжатели поколения Пургаса.

Мне он сказал это за несколько дней до смерти (умер отец 3 декабря 1937г.). Поскольку в XIIIв. не было у эрзян письменности, не исследовалась история, то эти сведения не распространялись между людьми. Теперь я, единственный оставшийся из нашего рода мужчина, Легенду эту никто не может проверить, но никто не может и опровергнуть. Между прочим, кинорежиссер Раужин (подготовивший сценарий фильма об Эрьзе), два года сидел в библиотеках, копался в архивах и говорил мне, что у эрзянского народа были не только предводители, но и династические линии. У Пургаса отец и дед были наследными эрзянскими инязорами, т. е. князьями.

Федор Сетин “Мой XX век”, Саранск, 2008 г.

Как заметил сам читатель, создатели текста ловко эрзян записали в союзники Батыя, превратив во врагов Руси. В тексте даже прослеживаются намеки на связь эрзян с мусульманской религией. Достаточно дальновидный ход…..

Впрочем, никаких намеков, процесс уже запущен, и эрзян, наравне с мокшей, благодаря стараниям Г. Мусалева, Е. Четвергова, А. Шаронова и П. Рябова можно считать историческими мусульманами.

“Во время встречи Главы Мордовии Николая Меркушкина с представителями национальных общественных организаций Григорием Мусалевым, Евгением Четверговым, Александром Шароновым и Петром Рябовым…”. “…. обсуждены некоторые аспекты издания национального эпоса «Масторава», развития школы Тавлинской деревянной скульптуры, а также вопросы формирования положительного имиджа республики, подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

Во время проведения “курултая”, мордовский стратег Н. Меркушкин, отказал “инязору и его свите” в месте под установку памятника Пургазу. Видимо, главный мордовский мурза предвидел дальнейшие действия “инязора со своей свитой”, согласившегося формировать положительный имидж мордовского улуса.

И теперь преспокойно ожидает, когда “инязор” отправит прошение Д. Медведеву с просьбой к 1000 -летию единения мордовского народа с народами Российского государства о выделении места в г. Саранске под памятник “народному герою” Пургазу. Все споры закончены, Пургаз – мордовский мусульманин!

Однако, нам, эрзянам, не стоит унывать: богатый эпическими традициями эрзянский фольклор донес до нас имя истинного эрзянского национального героя – легендарного царя Тюшти.

В эрзянском героическом эпосе МАСТОРАВА имя мордвина Пургаза не упоминается, Пургаз не предстает перед нами в качестве легендарного героя и в многочисленном устном эрзянском творчестве – ни в песнях, ни в сказаниях, ни в плачах. Национальные герои бесследно не пропадают, не мордовский Пургаз наш герой, а эрзянский Тюштя.

Источник

Топ 5

Комментарии

Читайте также: