Что Вы знаете про эрзя, черемисов, фенов, вогулов, лопарей с весью, мордву, остяков, а, главное, вотяков? А про мокшу и невров (не путать с потрёпанными нервами)?
Вот то-то же!
Зато всё про это знает Автор нашего многосерийного фильма Андрей Рыбин, который много лет исследует сакральную Русь в границах исконно-посконного ареала – в Поволжье. Дело это исключительно перспективное и многообещающее, потому что все более-менее грамотные люди прекрасно знакомы как с невероятными, но очевидными версиями новохронологической теории Анатолия Фоменко относительно событий на берегах Волги-матушки в “древние” времена, так и, например, с работами, представленными на нашем сайте ТАЙНАМ НЕТ Великим Князем (и по совместительству императором всея Руси) Валерой Кубаревым Большим Кубенским Рюриковичем … 😉
Уважаемые друзья и посетители нашего портала.
Перед Вами одна из нескольких серий большого материала, посвященного исследованиям «русского мира» Андреем Рыбиным под общим названием «Русь сокровенная и тайны Волги-матушки».
На нашем сайте Тайнам Нет можно найти и остальные части, также выложенные безвозмездно, то есть «дадом». 🙂
А если Вам показалось любопытным то, что мы представили для изучения, рекомендуем подписаться на архив «Закрытого клуба Тайнам Нет»: это безопасно, легко и интересно.
В том числе там располагается и полная версия фильма, с частью которого Вы ознакомились выше.
Мало того, дополнительно каждый месяц Вы будете иметь доступ к 7- 8 новым работам, которые постоянно создаются нашей командой «Тайнам Нет».
И всё это в рамках той самой подписки на полный архив «Закрытого клуба Тайнам Нет»:
Для тех, кому скучно или недосуг самому шерстить интернет в поисках дополнительной информации – предлагаем небольшую подборку материалов, лежащих в Сети в открытом доступе:
Э́рзя (в современном русском языке – “эрзяне”, на эрзянском языке – “эрзят”) — древний народ финно-угорского происхождения, с незапамятных времен селившийся в среднем течении реки Оки.
История этноса
Великое переселение народов затронуло и эрзян, которые под давлением славян, двигавшихся с юго-запада, были вынуждены оставить Эрзянь (“Старая Рязань”). Обосновавшись между Окой и Сурой, под защитой дремучих лесов, эрзяне строят новый центр, который является уже столицей протогосударства, что следует из его названия — Эрзямас (Арзамас) — от эрзянь мастор — “страна эрзян”.
Эрзяне героически боролись за свою свободу. До сих пор одним из самых почитаемых мест являются окрестности села Чукалы в Мордовии, где произошла крупная битва с половцами. Монголы не смогли прорваться к древнерусским княжествам напрямую через земли эрзян и были вынуждены обходить их вдоль берега Волги во время своих походов.
Однако одно дело — противостоять отдельным армиям завоевателей, другое — колонизации, опиравшейся на систему насаждения принудительного труда (крепостничество) и религиозно-мировоззренческие доктрины (Византизм, Третий Рим и т.п.). Национальный герой зрзян инязор Пургаз, успешно боровшийся с монголами, вынужден был оставить город Обран Ош, в районе которого в 1221 году владимирский князь Юрий Всеволодович то ли основал (по данным летописей) то ли захватил крепость, названную Новым городом низовския земли. Характерно, что в Нижнем Новгороде жива легенда о том, что в стену Коромысловой башни была замурована молодая девушка, что соответствует древнему эрзянскому обряду жертвоприношения знатной девственницы при закладке крепости.
А через 333 года таким же образом был “основан” уже и сам Арзамас – Иваном Грозным, при походе на Казань. Почему же православный царь выбрал столь экзотическое название для “нового города”? Почему не назвал его “более благозвучно для славянского уха”? Существует государственная легенда о том, что два знатных местных брата — Арзай и Мазай — были крещены здесь царем и в благодарность уступили ему свои земли, на которых он и построил Арзамас. Эта история, про договоренность с местной знатью, есть в такой же легенде про “мордвина Дятла и его сыновей”, в случае с Нижним Новгородом. Очевидно, что местное эрзянское население нуждалось хотя бы в видимости общественного договора, соглашения о том, что смена власти прошла легитимно. Если бы речь шла о колонистах, высадившихся на пустошах, такие истории не имели бы никакого смысла.
С тех пор эрзяне разделились на две основных группы — несогласных и согласных с русификацией. Первые отправились на восток и юго-восток — на территорию нынешних Ульяновской, Пензенской, Самарской, Челябинской, Оренбургской областей, Башкирии и в Казахстан. Для них характерна верность многим исторически сложившимся традициям эрзян. Вторые остались в своей области и постепенно “превратились” в русских жителей Нижегородчины – хотя бы в своем собственном воображении.
“Мордва” и “земли Мордора”
Обобщенная Мордовия в официальном представлении
Самоназвание “эрзя” восходит к иранскому аршан – человек. Первое упоминание этого имени в документах в значении народа, живущего между Окой и Сурой, датируется 968 годом и сделано хазарским каганом Иосифом в форме “ариса”, и иногда встречается в работах Страбона и Птолемея – “аорсы” и “арсииты” соответственно. Истахри в X веке отметил среди трех групп русских народов эль-арсанью, живуших в городе Арса. Ученые давали народу идентификатор “эрзя”, а иногда – “народ ару” или удмурты. Современные историки выдвигают предположения, что город Арса может относиться к Старой Рязани или Арску. В XIV веке имя “эрзя” упоминается в форме “арджаны” Рашид ад-Дином, и как “рзянь” Юсуфом, ногайским ханом. В российских источниках этноним “эрзя” впервые появляется только в XVIII веке.
Редкая птица может и долетит до середины Днепра, но поистине редкий народ имеет большую путаницу в наименованиях, чем эрзяне. В общероссийской традиции два народа — эрзяне и мокшане, называются одним наименованием — “мордва”. Название это подобно слову “немцы”: с точки зрения славянских племен, живших на “пути из варяг в греки”, у одних “не все в порядке” с лицом, у других — с языком. Сами эрзяне и мокшане никогда себя словом “мордва” не называли, за исключением советских переписей, где других вариантов просто не предоставлялось; и людей, начинающих терять этническую самоидентификацию.
Если обратиться к источникам, то “Путешествие в восточные страны” Гийома Рубрука 1253 года дает следующее описание: К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины.
Мордвой, как мы видим, названы эрзяне, а мокшане выделены отдельно. Сведения о том, что эрзяне – мусульмане вероятно обусловлены тем, что, испытывая наиболее сильное давление славян, эрзяне обычно прибегали к военной помощи булгар (казанских татар), и, естественно, сближались с ними и в культурном контексте, в то время как мокшане, противостоя степнякам, чаще выступали как союзники Московии. Не удивительно, что современная Мордовия расположена, преимущественно, в ареале расселения мокшанских племен — Москва не могла осуществить по отношению к бывшим союзникам слишком агрессивную русификацию, как это произошло в землях, населенных эрзянами, после того как монголы разгромили булгар, нарушив баланс сил в регионе.
Роджер Бэкон в «Opus Majus» еще раз пересказывает сюжет Рубрука, дополняя его подробностями о культуре народов: К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета.
В то же время на английской карте 1562 года (см. иллюстрацию), напротив, эрзяне обозначены как “rezane”, а мокшане – как mordva”.
Эти факты еще раз подтверждают, что “мордва” — внешнее наименование, и в том случае, когда авторы из Западной Европы были знакомы только с мокшанами, из числа которых чингизиды рекрутировали солдат своей армии для походов на Запад, то второй народ, точное название которого они не знали, именуют “мердас” (мордва), а когда, как в случае с английским картографом, известны оба наименования, то “мордву” он, не мудрствуя лукаво, отождествляет с тем из народов, название которого начинается тоже на букву “м”.
FAQ. Часто задаваемые вопросы по эрзянам
Правда ли, что эрзяне “поклонялись деревьям”?
— Правда ли, что эрзяне “поклонялись деревьям”?
— Нет: у эрзян был довольно развитый пантеон во главе с богом Инешкипазом.
Местами молитв были кладбища и памятники природы. В центре эрзянской религии находится концепция гармонии всего живого. Дерево представляет собой “идеальную модель” свободного народа, ведущего оседлый образ жизни, симметрично и эффективно занимая равные доли неба и подземного мира кроной и корнями, обеспечивая циркуляцию питательных соков и энергии. Отличительной чертой эрзянских городов, даже после полной утраты населением идентичности, долгое время оставались прекрасные сады и зеленые насаждения. Особенно среди них выделялись арзамасские сады. В быту для эрзян тоже характерно трепетное отношение к комнатным растениям, нередко выходящее за грани простого увлечения (напр. павловская культура лимона).
Земли эрзян действительно тянулись от Рязани до современного Васильсурска?
— Земли эрзян действительно тянулись от Рязани до современного Васильсурска?
— Да, эти сведения подтверждаются и археологией и записями путешественников и географическими картами того времени.
Действительно ли на месте Нижнего Новгорода существовал эрзянский город?
— Действительно ли на месте Нижнего Новгорода существовал эрзянский город?
— Эти территории относились непосредственно к эрзянским землям. Волжская торговля существует с глубокой древности и сложно было бы представить, что в этом стратегическом районе, где сходятся несколько торговых путей, и богатом рыбой, не существовало крупных поселений. Одновременно это не значит, что кремль как таковой был построен в 1221 г. непосредственно на месте одного из таких поселений. Возможно основание Нижнего Новгорода представляло собой не что иное, как захват торговой фактории булгар в эрзянских землях, носившей название Ибрагим балык. Хронологически это событие хорошо вписывается в историю взаимоотношений булгар и русских князей: 1220 г. – крупная победа княжеских дружин Ростова, Суздаля и Мурома над булгарами. По сведениям арабского путешественника еще раньше на месте крепости Ибрагим Балык существовала фактория Хазарского каганата (Абрамов город). Эрзянская традиция называет город на месте будущего Нижнего Новгорода именем Обран Ош. Современное население Нижнего Новгорода в существенной своей части имеет эрзянское и марийское происхождение.
С чем связано противостояние славян и эрзян?
— С чем связано противостояние славян и эрзян?
— В землях восточнославянских племен утвердилась власть князей скандинавского происхождения, опиравшихся на дружины викингских наемников (“руотси” или “русь” в славянском произношении). Когда на земли жителей Черниговского и Переяславского княжеств стали совершать регулярные набеги половцы, началась миграция славян из бассейна реки Днепр в бассейн Оки. В верхнем течении Оки Черниговом были полностью захвачены земли племени мещера, следующими на северо-восток были земли племен эрзи и муромы. Вероятно, черниговские князья воспользовались противоречиями между соседями – муромой и эрзей. Иносказательное описание трений между племенами, возможно, содержится в легенде об Илье Муромлянине и Соловье разбойнике (для эрзян были характерны “птичьи” имена-прозвища). Мурома могла принять власть князей взамен на разгром и подчинение своего давнего оппонента с противоположного берега Оки. Так образуется Муромо-Рязанское княжество. Однако на этом конфликт не был исчерпан, суздальский князь Всеволод Большое гнездо дважды опустошил страну и полностью сжег Рязань (Эрзянь).
Проблема была в том, что здесь, в отличие от классических раннефеодальных усобиц, шла еще и борьба народов, ведущих разные виды хозяйства – одно, эрзянское, основанное на поддержании гармонии, другое, славянское – на экстенсивном освоении ресурсов (подсечно-огневое земледелие). Поэтому и происходила не просто смена феодальной власти в городе, как в других регионах, а именно “разорение страны”, “полное сожжение города”. Но, в отличие от быстро ушедшей в историю мещёры, эрзя, жившие на краю Дикого поля, имели крепкое хозяйство, логичную и рациональную систему представлений об окружающем мире, опыт вооруженного сопротивления и могли опираться иногда на помощь союзников — волжских булгар. Центр страны из Рязани переместился в Арзамас, ее независимость продлилась до XVI века (т.н. “основание Иваном Грозным Арзамаса” через 333 года после такого же “основания” Нижнего Новгорода Юрием Всеволодовичем), а отдельные очаги сопротивления продолжали сохраняться вплоть до XVIII века.
Критика
Теория противостояния славян междуречья Оки и Волги и финно-угров правобережья Оки базируется на изменении ландшафта междуречья в соответствующий период времени – подсечно-огневое распространение ополий и пашенного земледелия. Однако утверждения о том, что выжигание леса было произведено именно выходцами из “славянских” земель, не имеет серьезной доказательной базы. Государственная доктрина Романовых, активно претендовавших на “киевское наследство” увязывала их государство с якобы существовавшей массовой миграцией славян с территории современной Украины в междуречье. Однако никаких научных доказательств этого процесса нет. Возможно, как и в других европейских землях, в Восточной Европе состоялась экспансия скандинавских князей, ускорившая внутренние процессы по освоению ландшафта в землях племен меря. А это значит, что эрзя сопротивлялись не “славянству” и уж тем более не русским (такого этнонима в то время просто не существовало, “руотси” – это название в финно-угорских языках викингских наемных боевых дружин). Эрзя, занимавшие очень удобные для сопротивления как по защищенности реками Окой, Волгой и Сурой, пересеченности и залесенности ландшафты, были, кроме того, в состоянии лавировать между викингскими князьями и булгарами.
Проблема дальнейшего противостояния эрзя и московского государства связана, вероятно, с тем, что эрзя смогли все-таки создать после падения протогосударства, подобного объединениям меря, Старой Рязани, государство – “Пургасову волость” с центром в Арзамасе, основной задачей которого стало сохранение независимости. Но наличие этого объединения, создавшего свою традицию свободолюбия и культуры, не принималось в расчет как в политическом, так и в военном отношении. “Поганые” (т.е. придерживавшиеся традиционной веры) “мордовские князья” для борьбы с Рюриковичами прибегают к помощи “Синей орды” (Сибирское ханство), которая освобождает Нижний Новгород и Рязань. По одной из версий, именно с этим сюжетом связано появление в регионе татар-мишарей и Касимовского ханства на территории современной Рязанской области. Падение Казани, к которому привело угасание торгового пути по Волге через Персию в Индию, способствовало тому, что, не видя альтернатив, знать региона начинает переходить на службу Московии. С этого времени происходит и процесс разделения местного населения – более склонные к урбанизму включаются в ассимиляционные процессы в империи, сохраняя ряд особенностей, которые впоследствии будут трактоваться как характерные черты населения региона. В итоге сохранить традиционный уклад и самосознание удалось только наиболее упорной части тех, кто переселился к востоку от земель мокши, в другие регионы Поволжья, Урала и Сибири. По свидетельствам очевидцев, ассимиляция эрзян в Нижегородской области активно продолжалась и в позднейшие исторические периоды:
« В Арзамасе в советское время при поступлении в Политех спрашивали – “почему у тебя в графе национальность записано “мордвин”? (а записываться эрзей в советское время не разрешалось) Язык знаешь? У тебя родители мордвины? Оба?” Напоследок задавали вопрос “зачем тебе это надо”? – и только дав соответствующие ответы удавалось записаться мордвином.
Председатель правления СПК “Пикшень” — Сеняев Николай Яковлевич»
В целом судьба страны эрзян в составе царской империи — своего рода “российского Уэльса” — ничего хорошего об этой империи не говорит. Объясняет, но не извиняет разгром эрзянской государственности и уничтожение исторической памяти эрзянского народа и памяти об эрзянском народе лишь то, что империя, конечно, нуждалась в этот исторический период в стремительной экспансии и потогонных технологиях, а не в трепетном отношении к каждому кусту и свободолюбии.
Своего рода ответом эрзян на такой вызов было активное участие в восстании Разина, который причисляется эрзянами к своему народу, крестьянской войне Пугачева. Ленин и Чапаев, по некоторым сведениям, тоже могут иметь отношение к эрзянам.
Однако, несмотря на все проблемы, численность эрзян — даже той их части, которая сохранила какую-то историческую память о своем прошлом, уже в составе российского суперэтноса, серьезно увеличилась. Это связано с тем, что объективно, вне оценок действий властей империи, само единое экономическое пространство и экономический подъем новых земель на востоке и юго-востоке давали позитивно настроенным людям хорошую перспективу.
История эрзянского народа по Мельникову-Печерскому
Павел Мельников-Печерский собрал в Нижегородской области огромный этнографический материал еще тогда, когда на фоне довольно типичной для XIX – начала XX вв. унитаризации в Российской империи продолжала сохраняться устная традиция населения, не знавшего письменности. Исторической судьбе эрзян посвящено у Мельникова-Печерского отдельная книга – Очерки мордвы. Достоверность изложенной в книге традиции устанавливается по лингвистическим данным. Так, используется двойной глагол, характерный только для финно-угорских языков. В современном русском языке он остался, вероятно, из наследия меря, в “переведенной” форме – “жили-были”. Во времена Мельникова такие лингвистические данные не были распространены в исследовательской среде и подтверждают, что приводимые фрагменты устных преданий Мельников не сфальсифицировал. Одновременно надо отметить, что, делая самостоятельные выводы из сопоставления этнографического, фольклорного и летописного материала, Мельников не всегда точен, и подвержен стереотипам своей эпохи.
Терюхане и прото-Нижний Новгород
Большое внимание уделяет Мельников району нынешнего Нижнего Новгорода и его окрестностей. Здесь, а так же по южному берегу Волги и восточному берегу Оки в пределах современной Нижегородской области проживают терюхане – субэтнос эрзян, хорошо знакомый с культурами своих соседей, мультиязычный – знающий как славянскую разговорную речь, так и булгарскую. Непосредственно в районе современной нагорной части города у терюхан было 6 сел и 1 город (термин, означавший крепость), с постоянным населением 500 человек, способный вместить не менее 5000 воинов – Абрамов город (Обран Ош по-эрзянски).
Мельников излагает историю установления в городе власти рюриковичей (1220 г.). Прибыв к его дерево-земляным укреплениям с войском в 4000-5000 дружинников, они выдвигают перед главой местной администрации (должность “панка” – избираемая, совмещала функции начальника полиции и мэра) ультиматум – требование через 4 дня отдать им крепость. Тот отвечает, что готов отдать город, т.к. силы неравны, но не может этого сделать, т.к. юридически должен получить разрешение у эрзянского народа (вероятно, собрание, сход представителей в столичном городе, протопарламент), а это займет больше времени, чем 4 дня. Рюриковичи начинают готовить нападение, а панка за сутки собирает в крепости 5000 воинов – вероятно, ополчение из числа жителей окрестных сел. В эрзянских ополчениях участвовали не только мужчины, но и женщины. На следующий день Рюриковичи, с профессиональным войском, захватывают город, мужчин казнят, женщин и маленьких детей обращают в рабство. После падения крепости терюханское население в основной своей массе довольно быстро русифицируется. Несколько тысяч человек в самых далеких селах продолжают хранить традицию самоидентификации как терюхане, ко времени написания Мельниковым книги.
Происхождение человека по-терюхански
Любопытный факт: верования терюхан были идентичны эрзянским, кроме следующего момента: в эрзянской религии человек – творение Чампаза (всевышнего), а согласно верованиям терюхан, которые были распространены на территории современного Нижнего Новгорода и центральных районов области до колонизации, человека создал Шайтан (дьявол), но не смог ввести в эксплуатацию, и уже тогда дух в него вдохнул всевышний. Основным же действующим персонажем всей эрзянской религии является сын Чампаза – Инешкипаз.
Мельников учит: эрзяне считали, что жизнь каждого существа или явления материального мира тесно связана с деятельностью своего отдельного духа. Такие представления – о наличии “духа-драйвера” у каждого явления материального мира – характерны для большинства традиционных верований догосударственной эпохи.
Эрзяне под властью белых царей
После падения крепости у устья Оки в 1220 г. эрзянские власти понимают, что такое положение рано или поздно приведет к потере независимости, которую обеспечивал выход к Волге, позволявший самостоятельное ведение международной торговли. По аналогии с рюриковичами у эрзян появляется “сильная исполнительная власть”, которую олицетворял инязор (правитель) Пургаз, на него возлагается вся полнота военной власти. Однако, по сравнению с рюриковичами, так же как и франки в Галлии правившими “чужим” населением (первоначально – “русские народы” – народы, признающие власть рюриковичей и идеологическую монополию православной церкви в своих землях – меря, галинды, ижора, вепсы, мещёра, мурома, постепенно, под влиянием православия, перекованные в “просто русских”) и при необходимости нещадно их же и обиравшими, “свой” правитель ограничен в действиях массой родо-племенных демократических традиций, которые не позволяют ему оперативно концентрировать ресурсы для ведения войн, смещать и назначать людей в собственном окружении. Эрзяне неоднократно, в том числе во главе с Пургазом, пытаются отвоевать Нижний Новгород, что оборачивается ответными карательными мерами со стороны рюриковичей, стремившихся тем самым в жесткой форме отучить мордву считать эту землю своей.
Центр эрзянских земель, Арзамас, был подчинен Московскому царству во время похода Ивана Грозного на Казань. Молодой Грозный вел типичную для завоевателей огромных континентальных земель политику – резко снижал или вовсе отменял в аннексируемых землях налоги, принимал в свое окружение представителей знати присоединяемых народов, строил храмы своей религии. И здесь эрзяне не сопротивлялись. Во первых огромная завоевательная армия отбивала у здравомыслящих людей “идти в лоб”. Во-вторых, пережитки родо-племенных отношений – жесткая, ритуализированная социальная структура, клановость объективно не нравятся многим людям. Для них присоединение к большой державе сначала означало не более, чем “ветер перемен”, который сдует все старое, отжившее, мешающее талантам.
Принципиально ситуация меняется с началом правления Романовых. Не столько для модернизации своего государства, сколько для содержания огромного аппарата чиновников в царстве, растянувшемся от Чудского озера до Чукотки, они постоянно увеличивают поборы с подданных. Сборщики налогов (надо отметить – сами выходцы из когда-то “русских народов”, а ныне просто “слуги царя”) особенно злобствуют в землях недоперекованных “инородцев” (живущих на собственной земле, как и сотни поколений их предков). Даже официальные документы свидетельствуют, что это был настоящий разбой. От постоянных карательных походов многие эрзяне скрываются по лесам, где строят землянки, в которых многие семьи, особенно женщины и малые дети в морозные зимы замерзают до смерти не столько от холода, сколько от недоедания.
Дело дошло до того, что масса эрзянского населения, не дожидаясь очередной “продразверстки”, в урожайный год, летом, бросает свои поля и на лодках отправляется в добровольное изгнание вниз по Волге, расселяясь по огромной территории от казачьего Дона и Астрахани до самых дальних уголков Сибири. Так, сами того не желая, эрзяне были обращены в “народ имперский”, как и многие до них, и многие после них. В тот год поля остались несжатыми, силами наемников царская администрация пыталась собирать зерно даже из под снега поздней осенью, но не преуспела. Естественно, не все уходили, многие пытались бороться, скрываясь по лесам, присоединяясь к восстаниям, самым известным из которых была война Разина.
Проанализировав причины недовольства, доводящего до “опасного для государства” бунта, административный аппарат несколько снижает поборы но одновременно резко увеличивает усилия по полному и окончательному обращению в православие. Эрзяне сопротивляются или принимают христианство формально, продолжая тайно молиться своим богам. Самым действенным для “обрусения” эрзян официальные источники признают смешение населения уже обрусевшего с теми, кто еще не успел это сделать. В Нижегородской губернии начинаются массовые переселения. Взамен бежавших на восток и юг в поселки к оставшимся эрзянам подселяют христиан-крестьян. Позже, в XIX в. этнографы отметят интересное явление: не только эрзяне “обрусевают”, но и новопереселенцы “омордвиниваются”.
Историческое наследие народа эрзя
Надо отметить, что покорение земель Поволжья выходцами из других районов в ту историческую эпоху было обусловлено естественно-географическими факторами – здесь нет залежей металлов, которые позволили бы местным правителям быстро собирать достаточно хорошо вооруженную для защиты своих земель армию, а регион “открыт” со всех сторон. Торговый путь “из варяг в персы”, благодаря которому здесь росли и развивались внушительные для столь северных земель города, торговавшие с землями Ганзы и Индией, имел экономическую целесообразность и позволял содержать влиятельные государства, такие как Хазария и Булгария, был обречен с началом эпохи Великих географических открытий – с появления морского торгового пути в Индию.
Во многом благодаря упорному сопротивлению народа эрзя военному, религиозному и прочим воздействиям столичной бюрократии, Волго-Вятский район и Поволжье сформировалось как особый регион, объединенный на других основаниях, нежели западные области России. Если там работоспособной оказалась французская модель объединения, создающая централизованные унитарные модели самоорганизации населения (возможно, народ меря так раньше и жил до прихода викингов “руотси”), то Волга – регион полицентрический, склонный к федерализму, подобный Германии или США – здесь этносы всегда жили “чересполосно”, каждая область или республика – это “маленькая страна” со своим набором диаспор, верований и оттенков культуры.
Терюшевское восстание эрзян
Последним толчком к восстанию (на фоне постоянных усилий госаппарата по русификации) стало распоряжение Нижегородского и Алатырского епископа русской православной церкви Дмитрия Сеченова от 18 мая 1743 года о разрушении и сожжении эрзянских священных рощ и кладбищ.
Основной движущей силой Терюшевского восстания являлось эрзянское население этой и соседних волостей. Возглавил восставший народ Несмеян Васильев, житель села Покш Сеськевеле (Большое Сескино). Его ближайшими помощниками были Пумраз Семенов, Шатрес Плакидин, Котрян Андрюшин, Дружина Цянаев.
« “Июня 28-го дня сего года святейшему правительствующему Синоду преосвященный Дмитрий, епископ нижегородский доношением представил: по должности-де пастырской отъезжал его преосвященство из Нижняго посетить епархию свою (с небольшими дому своего служителями) майя от 16-го дня сего года и, бывши в монастыре Оранском, путешествовал в Зеленогорской монастырь надлежащим трактом через волость Терюшевскую, в которой обретается болшая половина руских старых некрещеных народов (которые, укрывая свое древнее идолопоклонство и волшебство и нехотя прийтить ко свету евангелской проповеди, называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики), и проехал мимо трех деревень того же мая 18-го дня, в которых деревнях принимали ево честно и давали проводников до руского села Сарлей, в котором остановился и для ставленников хотел совершить божественную службу и, усмотря близ святаго олтаря кладбище оных некрещеных, акы на поругание святыя церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещеных идолаторов, мертвые тела, и приезжая из всех ближних и далных мест, таковые некрещены приносят скверные жертвы кличем и плясками, что весьма богопротивно и как правилами святых отец, так и указами запрещено, которое кладбище давно бы надлежало перенесть в их некрещеные жилища, токмо за нерадением неученых христиан (которыя вкупе со оными некрещеными людми при таковых бесовских игралищах приходя обществуют и скверным их жертвам приобщаются, пьют и ядят с ними заодно), а паче за крайнее послабление оного села Тергошева управителей грузинцов, которые ради скверного своего прибытка в той мерзости им позволяют знатно, не зная или не разсуждая разности между христианами и идолаторами. И когда его преосвященство, пришед в церковь, приказал у оного кладбища сварить пищу, а дрова насварение брать с того кладбища поставле? – и только дав соответствующие ответы удавалось записаться мордвином.
Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года »
Учитывая широкий размах восстания, нижегородский губернатор Друцкой направил на его подавление несколько военных отрядов. Этих сил оказалось недостаточно, восстание охватывало всё новые и новые сёла. Губернские военные отряды были усилены посланными им на подкрепление регулярными правительственными войсками. Войскам удалось добиться победы над повстанцами только после боя у деревни Лапшиха 26 ноября 1743 года. Руководители восстания были пленены. Среди взятых в плен были Несмеян Васильев, Пумрас Семенов, Шатрес Плакидин. Чтобы запугать эрзянский народ, власти устроили публичное сожжение организатора и руководителя Терюшевского восстания Несмеяна Васильева в эрзянском селе Сарлей. Последовавшие репрессии, сожжение многих эрзянских сёл, многочисленные расстрелы и публичные казни участников восстания приостановили на некоторое время действия повстанцев. Повстанческие действия эрзян возобновились в 1745 году.
После окончательного подавления восстания земли терюшевских эрзян царица (Елизавета Петровна) подарила царевичу Бакару Грузинскому.
Эрзяне в Нижегородской области
Наличие эрзянского населения в Нижегородской губернии которое сохраняло свою эрзянскую самобытность на 1859 г.
Сведения взяты из списков «Населенных мест» Нижегородской губернии.
Эрзянских населенных пунктов 166, в них дворов 15 501, человек – 112 192, не считая стариков и детей.
Эрзяне сохранившие свой язык живут; в Ардатовском, Арзамасском, Княгининском, Лукояновском, Сергачском уездах.
Сохранялось наследие эрзянского народа, но потерян язык в Горбатовском и Балахнинском уездах, там сохранялись старинные святые урочища эрзян, например как древнее городище Олениха.
Примечательно обстоятельство что многие эрзянские села называются русскими названиями, а те которые селения уже потеряли свой язык имеют эрзянские названия.
Реки же по большей части сохранили эрзянские названия.
Селения. Дворов. Жителей.
В Ардатовском 29 1.954 6.617 м. 6.661 ж. 13.278 об. П.
– Арзамасском 26 2.888 9.718 11.124 20.842
– Княгинском 25 1.991 6.776 7.459 14.225
– Лукояновском 19 2.473 9.960 10.980 20.940
– Сергачском 24 1.772 7.501 7.806 15.407
Итого 123 11 078 40 560 44 030 84 692
Приводим здесь эрзянские селения с количеством дворов и жителей, ранее в таких подробностях не известных.
По списку населенных местностей видно, что эрзянские селения лежат в юго-восточной половине Ардатовского уезда, по сторонам тамбовского тракта, по речкам; Пузе, Сухом Сатисе, Кудлейке, Чуварлейке, Кевлейке, Канерге, Вечкинзе и другим.
Ардатовский уезд
№ двор м. ж.
Кременец 290 221 702 831
Хозино 336 135 434 534
Балыково 291 48 158 181
Яковлевка 337 6 16 13
Онучино 295 89 266 327
Лапша 340 41 338 333
Лихачи большие 303 94 365 370
Цыганово 343 12 42 39
Лихачи малые 304 9 34 26
Екатериновка 344 22 59 55
Кашино новое 306 19 74 86
Николаевка 345 30 109 119
Сатис 312 10 40 42
Карамзинка 346 18 69 64
Дерновка 318 24 98 110
Каналгуши 347 12 36 34
Худошино 313 38 167 141
Кудлей 360 165 585 607
Федотово 320 33 126 140
Гари 361 135 415 472
Кошелева 327 131 467 561
Кавлеи 363 60 190 202
Сунгулово 329 41 149 141
Канерга 384 113 317 323
Бабино 330 130 389 449
Челатьма 386 52 151 166
Макателем малый 334 83 362 423
Крутцы 387 30 96 104
Макателем большой 335 153 393 460
Итог 29 1954 6617 6661
[править] Арзамасский уезд
№ двор. м. ж.
Костянка 486 141 455 544
Волчиха 578 177 555 681
Алемасово 496 153 394 445
Криуша 579 48 176 164
Крапивка 497 50 161 167
Пологовка 580 20 40 61
Вечкусово 498 118 465 563
Волочихинский майдан 582 127 368 487
Великий враг 499 288 986 1146
Вторуское 589 116 360 492
Иванцево старое 500 140 549 629
Хирино 610 192 661 643
Иванцево новое 502 138 556 606
Ключищи 611 82 296 337
Березовка 503 45 158 163
Корино 612 156 536 528
Вад 553 148 538 709
Бестужево 617 81 343 362
Захарьевка 554 17 48 51
Казаново 625 127 526 538
Чувахлеи 559 42 193 171
Понетаевка 632 87 201 200
Вазьян 562 80 299 315
Кардавиль 633 119 310 305
Ивашкино 564 58 161 174
Салалей 573 138 480 591
Итог 26 2889 9718 1124
В этом уезде эрзянские селения представляют собой многолюдные селения, по рекам; Сереже, Вадке, Арати, Сумарке, Теше и расположены на древнейших эрзянских становищах. Эрзямаз как известно был центром эрзянской земли в междуречье Оки и Волги.
Княгининский уезд
№ двор. м. ж.
Валгусы малые 2243 17 49 36
Вергизаи 3087 93 341 389
Валгусы большие 2244 38 130 137
Ичалки 3090 300 909 125
Гремячья Поляна 2246 19 65 69
Якшень большая 3091 181 590 660
Поляна 2285 124 340 346
Ревезень 3094 273 861 913
Селищи 2288 63 178 173
Новая быковка 3096 13 55 58
Картмазовка 3028 101 295 302
Пелекшево 3098 82 336 327
Тарталей 3057 36 140 184
Козловка 3099 33 136 133
Пергилеи 3062 146 589 640
Балахна 3102 56 191 197
Кемары большие 3072 150 649 761
Коноплянка 3104 19 66 83
Кемары малые 3073 78 282 329
Выжлеи 3105 32 130 140
Новоалександровка 3084 18 78 109
Чембасово 3107 39 102 139
Николаевка 3085 12 56 65
Якшень малая 3114 45 115 146
Владимировка 3086 13 53 63
Итог 25 1991 6767 7459
Здесь эрзянское население находится по берегам Пьяны, дважды перерезающей уезд.
Лукояновский уезд
№ двор. м. ж.
Иванцово 3150 131 554 609
Чиргуши 3207 65 202 191
Шандрово 3131 95 446 488
Пичингуши средние 3212 169 560 747
Солдаманово 3138 128 643 729
Пичингуши старые 3213 129 409 523
Атингеево 3139 208 806 915
Раксажон 3240 11 79 85
Мессингово 3142 22 107 116
Пикшень 3244 122 516 595
Дураково 3152 147 557 649
Аникеево 3246 18 42 69
Новоалександровка 3168 148 625 676
Кемля 3264 174 646 698
Орловка 3172 19 87 82
Лобаски 3267 331 1275 1324
Обухова 3171 70 262 281
Ичалки 3277 331 1541 1662
Новоселки 3206 139 513 546
Итог 19 2473 9960 10980
Селения в основном лежат по рекам; Алатырю, Ирсети, Арке, Ирсе и другим.
Сергачский уезд
№ двор. м. ж.
Уда большая 4304 102 342 408
Стрелка 4392 23 97 105
Стяжкино (Ларионово старое) 4311 12 52 63
Березовка старая 4411 153 525 547
Канино 4324 220 1188 1252
Березовка новая 4412 56 353 372
Милостна 4369 30 139 160
Вязовка 4414 44 159 171
Сарга 4380 72 328 338
Акузово 4419 143 263 254
Апраксино 4384 211 776 814
Гари 4427 13 51 63
Пустошка 4385 48 249 271
Каменка 4428 68 262 273
Анастасово 4386 36 217 233
Старинское 4446 100 415 426
Чупалы 4388 86 450 512
Соколиха 4447 54 221 250
Селищи 4389 92 500 488
Владимировка 4448 3 24 25
Петрова 4390 18 97 99
Андосово 4449 110 461 511
Протасова 4391 32 189 167 Итог 24 1774 7501 7806
Здесь эрзянские селения остались по рекам: Пяна, Сале, Сарге, Чеке, Ежати и другим.
Нижегородский уезд
№ двор. м. ж.
Борисово 96 172 668 761
Касаниха 174 101 227 336
Криуша 97 72 195 247
Ломь 175 130 320 413
Вшивка 124 57 178 201
Сиуха 179 121 338 396
Вышка 127 53 164 217
Романиха 181 169 437 497
Инютино 129 141 442 505
Теплое 183 124 336 351
Мирша 145 115 355 498
Винный майдан 184 65 181 207
Зубаниха 146 49 151 191
Шониха 185 81 245 281
Лапшиха 166 136 326 391
Мигалиха 188 138 382 424
Белая Поляна 168 30 80 104
Надежино 189 25 76 92
Инелеи 169 165 445 509
Арапиха 190 36 97 11
Борцово 170 141 358 471
Кажлейка 192 95 276 299
Берсениха 171 37 120 143
Муравьиха 193 111 292 299
Ольгина 194 64 144 173
Кужадон 207 92 280 259
Суроватиха 195 148 343 426
Татарское 218 144 366 416
Курилово 197 65 241 250
Сескино малое 219 100 286 345
Тепелево 198 47 211 264
Бакшеево 220 136 353 491
Поляна малая 199 48 166 176
Терюшево 222 202 525 622
Сарадон 200 67 212 264
Макраша 229 122 290 407
Поляна 201 70 218 250
Терюшево малое 230 124 368 454
Учеватиха 202 33 80 84
Маргуши 231 72 242 258
Льготка 203 37 93 96
Березники 262 64 181 213
Сескино большое 205 118 243 306
Итог 41 4133 11576 13741
Здесь эрзянские селения находятся по всему уезду начиная от Кудьмы по обоим берегам и ее притокам; Пичесть, Мианге, Тунеевке, Майданке, Пустерь, Модане, Сечуге, Кажлейке, Краге и другим.
По сведениям 1859 года изданного Центральным статистическим комитетом Министерства Внутренних дел. Санкт-Петербург. 1863 г.
Известные эрзя
« Эрзянами были Патриарх Никон, Степан Разин, Олёна Эрзямасская, Козьма Минин, Несмеян Васильев, Ленин, Шаляпин, Чапаев, писатели Горький, Есенин, Федор Гладков, Василий Федоров, певицы Лидия Русланова, Елена Грибова и многие другие имена.
Великий Степан Эрьзя не случайно сделал своей фамилией имя своего народа эрзя. Открытую элементарную частицу физик-эрзянин Бажутов назвал Эрзионом. Будьте внимательны, отнеситесь к Переписи самым серьезным образом!
Размножайте, кто как сможет, это обращение. Рассылайте его по почте, передавайте своим родным, знакомым, близким. Не будьте равнодушными! Вешнеде эрзят!
Общественный Фонд спасения эрзянского языка,
Совет старейшин народа Эрзя
Газета “Эрзянь Мастор” »
Интересные факты
• Мордовское происхождение имеют фамилии типа Гундяев, Синдяев, Кильдяев и т. п. — они образованы от соответствующих древнемордовских имен и могут оканчиваться как на традиционное мордовское -кин (Чиндяйкин, Кеняйкин), так и на -ев. В последнем случае носителя фамилии отличить от русского становится совершенно невозможно. Самый яркий пример — Патриарх Кирилл (в миру Владимир Гундяев): никому бы и в голову не пришло, что он эрзя, если бы он сам в этом не признался. Предки нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла происходят из окрестностей города Лукоянова на юге Нижегородской области. Об этом пишет сегодня центральная железнодорожная газета “Гудок”. Издание уточняет: лукояновские корни нового патриарха подтверждает даже его фамилия, в миру Владимира Гундяева. Самый известный специалист по именам и фамилиям в Поволжье профессор Семён Черных из Йошкар-Олы полагает, что Гундяев – от древнего традиционного мужского имени, которое у марийцев звучало как Кундей, а у их родственников и соседей мордвы – Гундяй. А оно в свою очередь происходит от корня “кунд”, известного в поволжских финно-угорских языках, который переводят как “край, местность, родная сторона”. Так что “гундяй” – практически и есть “земляк”.