Что Вы знаете про эрзя, черемисов, фенов, вогулов, лопарей с весью, мордву, остяков, а, главное, вотяков? А про мокшу и невров (не путать с потрёпанными нервами)?
Вот то-то же!
Зато всё про это знает Автор нашего многосерийного фильма Андрей Рыбин, который много лет исследует сакральную Русь в границах исконно-посконного ареала – в Поволжье.
Дело это исключительно перспективное и многообещающее, потому что все более-менее грамотные люди прекрасно знакомы как с невероятными, но очевидными версиями новохронологической теории Анатолия Фоменко относительно событий на берегах Волги-матушки в “древние” времена, так и, например, с работами, представленными на нашем сайте Великим Князем (и по совместительству императором всея Руси) Валерой Кубаревым Большим Кубенским Рюриковичем … 😉
Итак, смотрите на канале “Тайнам Нет” одну из частей нашего сериала РУСЬ СОКРОВЕННАЯ, в котором под разными углами рассматривается само понятие “Русь”, и даётся ему адекватная, и, в зависимости от мировоззрения авторов, более-менее объективная оценка …
Уважаемые друзья и посетители нашего портала.
Перед Вами одна из нескольких серий большого материала, посвященного исследованиям «русского мира» Андреем Рыбиным под общим названием «Русь сокровенная и тайны Волги-матушки».
На нашем сайте Тайнам Нет можно найти и остальные части, также выложенные безвозмездно, то есть «дадом». 🙂
А если Вам показалось любопытным то, что мы представили для изучения, рекомендуем подписаться на архив «Закрытого клуба Тайнам Нет»: это безопасно, легко и интересно.
В том числе там располагается и полная версия фильма, с частью которого Вы ознакомились выше.
Мало того, дополнительно каждый месяц Вы будете иметь доступ к 7- 8 новым работам, которые постоянно создаются нашей командой «Тайнам Нет».
И всё это в рамках той самой подписки на полный архив «Закрытого клуба Тайнам Нет»:
Для тех, кому скучно или недосуг самому шерстить интернет в поисках дополнительной информации – предлагаем небольшую подборку материалов, лежащих в Сети в открытом доступе:
“Пургасова русь”. Страна Эрзян
Ранние годы Арзамасского края.
Первые документальные свидетельства об Арзамасе как о городе относятся к середине XVI века.
«1565 г. Воеводы городов Нижегородского края. В «Арзамасе воеводы: князь Андрей Солнцев-Засекин да для вестей послан Григорий Мещенинов Морозов…» (1)
По сведениям разрядной книги «Хто где служет» «…Лета 84 (1577г.)… в Арзамасе … воевода князь Григорий Бобров Щенятьев.»(2)
В «… 86 (1579г.) году в Арзамасе…воевода, князь Иван Хохлов»(3)
((1578)… Духовная грамота царя и великого князя Иоанна Васильевича, самодержца всероссийского… Сына своего Ивана благословляю великим княжеством Нижегородским, даю ему Новгород Нижний с волостями, и с путями, и с сёлами… да город Балахну, и с Заузольем… да город Василь на Суре…, даю ему город Курмыш, да город Алатырь на реке Алатыре… Да город Арзамас (с селениями) мордвы и с черемис, …село Княгинино, что было за Воротынским, а в Нижегородском уезде, да Фокино сельцо… И также сына своего Ивана благословляю, даю треть города Воротынска, с волостями, и путьми, и с сёлами и со всеми пошлинами…) (4)
Официальной датой основания города Арзамаса считается 1578 год. Так как с этих пор он уже упоминается во многих государственных актах и других документах. Однако, город вырос не на пустом месте, его история до XVI в. ещё более продолжительная и богатая историческими событиями для народов, живших ранее на этих землях.
К сожалению, пока не найдены исторические документы, в которых чётко и ясно говорилось бы о раннем периоде города Арзамаса. Сведения, которыми располагали прежние историки города такие как: Шлейников, Мерлушкин, Щегольков, да и сам Семёнов-Тяньшанский, имели под собой устную легендарную основу.
Первые упоминания о городе Арзамасе связаны с походом Темир Булата. «Арзамас в 1366г. пострадал от набегов Темир Булата. Но в последствие он возобновлён и заселён казанскими татарами…» (5)
«…князь ордынский именем Булат Темир пришёл с ратью татарской и пограбил уезд даже и до Волги, и до Сундовика. Князь же Дмитрий Константинович с Борисом и Дмитрием, с братьями своими и со своими детьми собрал многих воинов и пошёл на брань. Он же, окаянный, не встал на бой, но побежал за реку Пьяну. Русские преследуя многих татар бежавших побили, других в реке Пьяне утопили и, лагерь захватив, множество их истребили. А Булат-Темир бежал в Орду и там был убит по приказу царя Азиза…» (6)
Нижегородское княжество занимало обширную территорию. На востоке его граница проходила по реке Суре, на юго-востоке и на юге – по рекам Пьяне и Серёже. На западе граница шла по правобережью Оки до Мурома, далее через низовья Клязьмы, включая в себя Суздаль и Шую. На севере границы княжества пересекали среднее течение рек Унжи и Керженца.
Ещё до покорения кочевниками Руси Нижегородское княжество было пограничным с вечно бурлящим и тревожным Диким полем. В ранние времена Волжские Булгары и огайцы, а затем и правители Золотой орды посылали на Русь свои большие и малые грабительские отряды через эти земли.
Южная часть Нижегородского княжества, а впоследствии юго-восточные границы и всего централизованного русского государства не раз, и не два топтали копыта лошадей кочевников. Со времени основания в 1221 г. Нижнего Новгорода до середины XV века на город было совершено одиннадцать нападений. Семь раз Нижний Новгород предавался огню и разорению. Через эти земли нынешнего Арзамасского края проходили большие и малые военные отряды. Вот лишь некоторые из многих.
В 1377 году нападение Араб-шаха на московско-нижегородские дружины на реке Пьяне, которое закончилось трагическим поражением русских и больше известно под именем «Пьянского побоища». В 1382 году военный проход на Москву огромного войска под командованием хана Тохтамыша.
На плодородных почвах Окско-Воложско-Сурского междуречий, на обширной территории южной части Нижегородского княжества, с давних времён жили разнообразные племена: мурома, меря, кривичи, бессермены, маджары, булгары, буртасы, кипчаки, ногайцы, башкиры, татары, русские, мордва … это далеко не полный перечень народов известных в истории, живших рядом в течение многих веков. Эти разнообразные племена и народности не всегда враждовали между собой, а за долгие годы совместного существования научились мирно жить и сотрудничать, быть полезными друг другу.
Именно здесь, как утверждают многочисленные авторы, зародилась модель и образ многонациональной России. И конечно, коренным и самым многочисленным финно-угорским племенем на этих землях были мордва.
Здесь надо для полноты картины охарактеризовать мордовский народ тех времён. Мордва – лесной, может быть даже самый лесной народ. Коренной, живший задолго на этих землях до прихода славянских племён вятичей и кривичей и русов-варягов. Лес их дом, в котором у них, как у хороших хозяев, всё лежит на своих местах и полках. Там хрюкает и копает землю рылом свежий шашлык, а здесь развелось много хищников – волков (жена как раз, просит новую шубу, всю плешь проела), а вот на озере просто необходимо пробить лунки в толстом слое льда, а то рыба задохнётся, а на этих деревьях надо бы подкормить пчёл и утеплить их дупла, в которых они зимуют и т.д. Забот и дел много. Человек живёт в полном слиянии с природой, он не отдельно от неё, не командует ей он сам её разумная и заботливая часть! Опытные скотоводы. Коровы, овцы, козы и свиньи все в домашнем хозяйстве. Два самых умных, добрых и преданных из животных, живут рядом и помогают во всём – лошади и собаки.
У Мордвы культ лошадей. Они, даже умирая, уходя в мир иной, не расстаются с верным другом – конём или собакой, их хоронят вместе в одной могиле. (7)
Мордовские мужчины прирождённые охотники, искусные стрелки из лука, ловко лазают по деревьям. При помощи простой верёвки по гладкому стволу они забираются на высокие деревья. Это тоже большая часть их жизни, их, так сказать, коренная профессия – бортничество, сбор мёда диких пчёл. Мёд, собранный пчёлами с миллионов цветков, продукт богатейший полезными микроэлементами, большая составная часть питания этих людей. Производные жизнедеятельности пчёл: воск, маточкино молочко и прополис, вместе с полезными травами служили эффективными лекарствами. В этой неисчерпаемой природной аптеке были все необходимые для здоровья «препараты». И знания, накопленные веками, которыми Мордовский народ активно пользовался, передавались из поколения в поколение.
Жилища полуземлянки на берегу живописного озера или реки, в которых обитало несколько семей, так, примерно, можно представить себе мордовское поселение. Крыши землянок были покрыты дёрном, который со временем заростал довольно высокой травой и жилища совсем сливались с природным ландшафтом. И только по дыму костров можно было догадаться, что здесь живут люди.
Пришедшие на эти земли мирные славяне – земледельцы дали попробовать мордовским людям хлебушек и потом научили его выращивать. Овёс мордовским лошадям тоже понравился, и со временем на плодородных почвах заскрипел плуг уже мордвина – землепашца, приподнимая целину и переворачивая пласт за пластом жирной, блестящей как антрацит земли, на которой со временем заколосились хлеба. Доказательство тому – очень много русских, славянских слов в мордовском языке связанных с обработкой земли.
Мордва были великолепными, для того времени, ювелирами. Многочисленные медные и бронзовые ювелирные изделия и так называемые «льячки» (формы для литья), найденные в захоронениях, яркие тому свидетельства. В своих лесах они пережигали берёзовую и дубовую древесину в уголь. Затем при помощи мехов, подающих вместе с воздухом кислород, очень сильно поднимали температуру горения в примитивных печах. Где и плавили, в ранние годы медь, а потом и железо, которому требовалась более высокая температура. Наличие множества изделий из меди и бронзы косвенно подтверждает наше утверждение о дальних торгово – экономических связях. Ибо, медная руда, которую добывали из медистых песчаников, привозилась из Приуралья. За железной рудой далеко не ездили. Она находилась тут же под ногами, в болотах Муромских лесов и Берёзополья. Кричное железо явилось основой целой металлообрабатывающей отрасли, которая из ремесла превратилась в искусство. Берёзопольские города правого берега реки Оки – Павлово, Ворсма, Кулебаки, Выкса прославились на весь мир и до сих пор удивляют своими изделиями из металла.
Работа с металлом требовала немало знаний и умений и говорит о высоком уровне развития Мордовского народа. Здесь надо заметить, что изготовлением ювелирных украшений в основном занимались женщины.
Вот так коротко можно охарактеризовать жизнь мордвы в описываемый период начала XIII века.
В дополнение, ко всем этим многочисленным народностям и племенам многие летописи сообщают нам о загадочной «Пургасовой Руси», образовавшейся в ранние века на этой земле. Сообщения эти были сделаны в связи с событиями, происходившими в 1226, 1228 и в 1229-х годах.
« …В то же лето (1226 г. прим. А.П) послал великий князь Юрий братьев своих Сятослава и Ивана на мордву, и победили мордву, взяли несколько сёл, и возвратилися с победой…»
«…В сентябре (1228 г. прим.А.П.), великий князь Юрий послал на мордву Василька Константиновича и своего мужа Еремея Глебовича с полком в качестве воеводы; и когда они были за новгородом у пределов мордовских, Юрий вернул их, не дав воевать, поскольку была непогода лили сильные дожди день и ночь…» (8)
Зимой 14 января 1228 г. «…Великыи княз Гюрги и Ярослав и Констянтиновичи Василко Всеволод идоша на Мордву и Муромскыи княз Гюрги Давыдович вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша скот избиша полон назад послаша а Мордва вбегоша в лесы своя в тверди а кто не вбёгл тех избиша наехавшее Гюргевы молоди в четвёртый день генваря. То видевшие молоди Ярославли и Василькови и Всеволожи оутаившеся на заутрие ехавша в лес глубок а Мордва давшее им путь а сама лесом обидоша их около избиша и а иных изимаша бежаша в тверди тех там избиша и князем нашим не бысть кого воевати…»(9)
«…А болгарский князь пришёл на Пуреша, союзника Юрия, и, услышав, что великий князь Юрий жжёт сёла мордовские, бежал ночью прочь, а Юрий с братьями и со всеми полками возвратился восвояси в добром здравии…»
«…В тоже лето 6737(1229), в апреле, пришла мордва с Пургасом к Новгороду (к Нижнему П.А), и отбились от них Новгородцы; они (мордва прим А.П.) же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых…» (10)
«…Пурешёв же сын с половцы перенял их на пути, всех побил, а Пургас едва с малыми людьми ушёл за реку Чар…» (11)
В связи с этими событиями и летописными сообщениями про них возникает много вопросов, которые до сих пор остаются без внятных ответов.
1. Почему так ополчились владимирские и муромские князья на эрзянскую мордву во главе с князем Пургасом? Каковы причины военных действий между дотоле мирно живших рядом русских и мордвы?
2. Где же, всё-таки, происходили сражения и куда ушёл Пургас после стычки с отрядом сына Пуреша «…едва с малыми людьми…»?
3. Откуда и почему появилась среди довольно однородного мордовского племени Эрзя людская общность со странным названием «Пургасова Русь»?
4. Кем был мордовский предводитель Пургас? Племенным вождём или феодальным князем и кем он был по национальности?
5. Границы обитания Эрзянского племени и Пургасовой Руси?
6. Главный город племени Эрзя?
7 Географические и экономические особенности Эрзянского края?
Многие исследователи Нижегородской области занимались историей её южной части, на которых и располагались центральные районы Эрзянской мордвы и Пургасовой Руси. Нижегородские учёные П.И. Мельников-Печёрский, Л.М.Каптерев Н.Ф Филатов, Е.В. Кузнецов, В.П. Макарихин, Б.М. Пудалов, В.Н. Мартьянов.
В своём историческом исследовании профессор В.В. Фомин, опираясь на летописные источники (Лаврентьевская летопись, Московский летописный свод конца XV века и Никоновскую летопись и др.) приводит по этой теме также мнения многих авторитетных учёных таких как: В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, С.А.Геденов, А.П. Смирнов, В.В.Гольсмстейн, Е.И. Горюнова, П.Д. Степанов, А.Н. Насонов, Н.Ф. Мокшин, В.А. Кучкин. И.А. Гагин, В.В. Седов, А.Г. Кузьмин, К.Ю. Марк и др.
Отвечая на первый вопрос необходимо отметить, что враждебные действия между двумя соседними народами мордовским и русским летописные источники отмечают не часто. Для сравнения: на Нижний Новгород кочевниками в ранние годы было совершено одиннадцать нападений, семь раз он выгорал до тла. Правда, основание самого Нижнего Новгорода, где по легенде проживало племя Скворца друга и помощника Соловья – Разбойника и чародея Дятла, проходило не совсем мирным путём, однако потеснились мордовские племена и спокойно жили в своих лесах и на плодородных почвах бассейнов рек Оки, Кудьмы, Серёжи, Тёши и Пьяны. Чернозёмных земель, богатейших лесов и рек, полных рыбой и русским хватало, так в чём же дело? Почему великий русский князь Юрий пошёл на мордву войной?
Для этого нужны очень веские причины. И, как мне кажется, это причины чисто экономические. Основание самого Нижнего Новгорода преследовало те же цели. Занять и укрепиться на стратегически важном и экономически выгодном географическом месте при слиянии двух великих рек Оки и Волги. Двух великих водных путей, которые связывали дальние страны южной Балтии и Великого Булгара, Прикаспийских стран, и Китая. В 1221 году водный путь участка Верхней Волги был взят под контроль. Однако извилистый водный путь, который к тому же имел и неслабое течение, был не всегда проходим весной и осенью.
Но существовал более короткий прямой и всегда проходимый сухопутный путь. И пролегал он через мордовские земли! Вот это то и было, по моему мнению, главной причиной военных действий между русскими князьями и Мордвой. Захватить, как водный, так и сухопутный путь и контролировать все экономические отношения этих очень важных торговых связей.
Для ответа на второй очень сложный вопрос, как мне кажется, нужно тщательно разбирать каждое слово летописи и ещё просто необходимо спуститься с исторических небес на грешную землю, походить ножками по местам предполагаемых событий, с увеличительным стеклом полазить по карте. При этом туманная картина прошлого будет приобретать более чёткие очертания. К этому необходимо заметить, что хорошо когда у великих князей были свои придворные, так сказать, записные летописцы. Жаль, что в то время у Мордовского народа не было своего алфавита и таких же летописцев, которые со своей точки зрения описали бы произошедшие почти восемь веков назад события. Попробуем найти «золотую середину» и выступить за мордовского летописца. Строки летописи хочется прокомментировать и «разговорить».
В 1226, спустя пять лет, как основали Нижний Новгород, обустроили на верхней части Дятловых гор по традиции тех лет защитные укрепления. Построили, как мы знаем из истории города, Михайло – Архангельский храм. Затем Юрий Всеволодович пытается претворить в жизнь другую часть давно задуманного плана – захватить ещё и сухопутный тракт. Для этого он посылает лёгкий отряд, возглавляемый двумя его братьями Святославом и Иваном произвести, так сказать, разведку боем. Было ли это полной неожиданностью для мордвы или они догадывались о коварных планах великого князя, мы, к сожалению, сейчас и не узнаем. Однако летопись 1226 года пафосно нам сообщает, что мол, взяли несколько сёл и вернулись с полной победой! Два маленьких отряда против большой густонаселённой страны с коренным и самым многочисленным Эрзянским племенем и Пургасовой Русью? Просто не сила…! Ну, разогнали народ из некоторых приграничных сёл. Мордва, надо думать, не успела и испугаться то, просто удивилась. «…А чё это было?…» После набега люди вернулись из лесов в свои селения, починили разрушенное и стали жить дальше. Два года было спокойно. На Руси великий князь женил племянника и занимался другими текущими делами.
В сентябре 1228 года великий князь Юрий-II вновь снаряжает в военный поход своего любимого племянника Василька и верного воеводу Еремея. Однако Юрий Всеволодович возвращает поход с полдороги, якобы испугался князь за своих бойцов «…А вдруг промокнут…». А то он не знал, что осенью почти всегда идут дожди! Правда, дожди меленькие такие, под них ещё грибы в лесу собирают. Какова же, была истинная причина прекращения, военного похода мы не знаем, можно только догадываться, что это тоже была разведка перед решающим большим сражением.
Всю оставшуюся осень и начало зимы великий князь собирает и снаряжает свои войска. Здесь, как мне кажется, необходимо для широкого круга читателей акцентировать значение вышеприведённых летописных строк. Вся Владимиро-Суздальская Русь, великое княжество Владимирское, в которое входили такие крупные, (не считая мелких) города как: Ярославль, Ростов, Переяславль, Городец-Радилов, Суздаль, молодой Нижний Новгород и столичные города княжества Суздаль и Владимир, направили свои дружины под командование великого князя Юрия-II. Юрий Всеволодович ещё больше усилил своё войско, заключив военный союз с Муромским князем и другим мордовским предводителем мокшан Пурешом. Собрав, таким образом, огромную по тем временам армию.
Зимой 1228 года объединённое русское войско выступило в поход. Мордва, руководимая князем Пургасом, о наступлении русских войск с северного направления, конечно, знала заранее и успела подготовиться. Тем более эти две попытки нападения насторожили людей. Однако нападение муромских отрядов под командованием их князя Юрия Давыдовича, как мне думается, было для мордвы полной неожиданностью. Так как «…Пургасову волость пожгоша жита и потравиша, скот избиша, полон назад послаша…». Вызывают недоумение слова летописи жито – хлеб… потравили, это зимой – то!? Возможно, летописец допустил описку, и сожгли хлеб в амбарах, а скот избили в хлевах. В отличие от нижегородцев, которым необходимо было определённое время чтобы дойти до пределов мордовских, то муромцам только реку Оку перейти. Другими словами нападение со стороны муромцев было неожиданным и быстрым, от того то мордва и хлеб со скотом не спрятала, да и сами люди в плен попали.
Дальше события развивались несколько загадочным и странным образом. Младшие военноначальники войска великого князя, назовём их так, узнав о том, что муромцы, уже вроде как празднуют победу, раззадорились, засуетились, уговорились сами, в тайне от своих князей, не больше, не меньше, а завоевать всю мордовскую землю. Ну и дисциплинка в войске великого князя! Слабая боевая и политическая подготовка, как бы сейчас сказали. Эх! раззудись плечо, развернись рука, вперёд за орденами! Рано утром, пока великий князь и старшие князья спали, «молоди» двинули всё войско в лес.
Мордва, предводимая профессиональным воином в нескольких поколениях князем Пургасом, и такой же военной дружиной, сами опытные охотники и прирождённые стрелки из лука и копьеметатели, в своём доме – лесу ориентировалась прекрасно и, конечно же, дожидались русских и действовали по партизански. Заманив всё русское войско в лесные дебри, мордовские воины окружили их и спокойно и методично расстреляли своими калёными стрелами. Погибло много русских воинов, а остальные были взяты в плен, приведены в тверди – крепостицы и там были уничтожены. На войне как на войне. Приходи в гости с пирогами и подарками тогда другой разговор.
Далее русский летописец, краснея и смущаясь, лукаво пишет, что «…и князем нашим не бысть кого воевати…». Всё, война закончилась и русскому войску можно спокойно идти домой!? Во-первых, в мордву в её лесу просто так не попадёшь, не поймаешь и не найдёшь. И чем глубже в лес, тем толще и здоровее партизаны. На интуитивном уровне они чувствуют чужих в лесу, по умолкшему стрёкоту сорок «слышат» неприятеля на большом расстоянии. Во-вторых, и войска-то не осталось, русским князьям не кем командовать, не кого водить в бой.
Затем летописец, резко переключая внимание с неудобных строк, продолжает: А булгарский князь, союзник Пургаса, который хотел побить союзника Юрия – мордовского князя Пуреша, узнав о том, что русские жгут мордовские сёла испугался и убежал ночью.
Отрывок из летописи про этот большой военный поход русских полков против Эрзянской мордвы по смыслу заканчивается скромно и спокойно, правда о победе над неприятелем не сказано ни слова. Вернулся великий князь Юрий-II Всеволодович домой жив – здоров, ну и, слава Богу. И вроде как победил неприятеля.
Однако Эрзяне не собирались отсиживаться по зимницам и прощать русским этого вероломного вторжения в центральные районы своей земли. От партизанской войны они перешли в наступление.
Через год в апреле 1229 года мордовские военные отряды под командованием Пургаса осадили Нижний Новгород. Город им взять не удалось, а вот посад вокруг крепости, надо полагать, они сожгли, в том числе и Благовещенский монастырь. Собрав раненных и убитых, тяжелогруженый военный обоз двинулся коротким и прямым путём назад в родные земли, в город Арзамас. Однако на обратном пути неожиданно на израненных и уставших воинов, напал большой отряд союзника Юрия, теперь уже сын, мордовского князя Пуреша, предводителя племени Мокши. Сил для активного сопротивления у князя Пургаса не осталось и он отступил в родной лес за реку Чар. Надо полагать, что многих раненных в обозе мокшанская мордва побила, о чём и свидетельствуют строки из летописи. Далее мордовское войско, изрядно поредевшее в боях, но не погибшее вовсе ушло в другую свою крепость Саконы.
При тщательном обследовании подробной карты и сопоставлении фактов, спустя восемь веков удалось найти эту реку Чар. Река Чар сменила пол с мужского, на женский и стала называться – река Чара. Небольшая речка всего 32 км., берущая начало недалеко от современного посёлка Балахониха Арзамасского района Нижегородской области. Протекает по дремучим, и сейчас то, труднопроходимым муромским лесам. На своём пути она пересекает довольно крупное озеро Чарское, которое входит в систему красивых лесных Мухтоловских озёр. Течёт она с юга на север и возле села Рожок впадает в реку Серёжу.
Ценнейшие сведения про реку Чар о которых сообщил В.Н. Татищев и привёл в своих исследованиях В.В. Фролов. Теперь мы можем с большой вероятность предположить: примерные пределы Эрзянского края; каким путём возвращалось мордовское войско во главе с князем Пургасом; куда возвращалось, в какой город; предположительное место нападения сына Пуреша на Пургаса.
Таким образом, можно сказать, что мордовские пределы в XIII веке находились севернее реки Серёжи. Мордовское пургасово войско возвращалось кратчайшим путём в Арзамас по старой Нижегородской дороге, по которой сейчас пролегает трасса железной дороги Арзамас – Нижний Новгород. Нападение крупного отряда сына Пуреша на израненное пургасово войско произошло в районе села Чернуха Арзамасского района Нижегородской области. Тем самым заставив его повернуть и уйти на запад за реку Чар (современное название р.Чара прим А.П.).
Подведём некоторые итоги этих исторических событий. Русские князья во главе с великим князем Юрием – II Всеволодовичем предприняли попытку завоевать мордовские земли. Они хотели сделать мордву данниками и захватить великий торговый путь, шедший через мордовские земли. В этом пути острее всего нуждались муромские князья. По этому, надо полагать, они и были основными застрельщиками этих военных действий. Однако Эрзянский народ во главе с русским князем Пургасом – язычником, показав Владимиро – Суздальскому и Муромскому князьям свою силу, отстоял независимость и защитил свою землю и торговый путь, который являлся основной, экономической базой дальнейшего развития своей страны.
Отвечая на третий вопрос, хочется начать издалека и заметить, что все важные жизненные изменения, в отличие от других стран, в нашей стране всё как то делаются через кардинально-революционные решения, «жёстко ломаются через колено». Достаточно только перечислить эти периоды в нашей российской истории: принятие христианства в X в.; раскол в Русской Православной церкви в XVII в.; петровские преобразования в конце XVII и начале XVIII вв.; Октябрьская революция – XX в.; Перестройка в конце XX в.. Все эти в общем – то благие начинания сопровождались разрушением ранее созданного, сильнейшими духовными потрясениями и огромными людскими потерями. Люди если и не погибали в братоубийственной войне или от голода, то уезжали в дальние края и страны.
Так же и в нашем случае часть славян – русов язычников, живших в районах верхнего Новгорода, Ростова и Мурома, не захотела принимать христианство и эмигрировала к собратьям по языческой вере мордве в Эрзянские края. Это предположение совпадает с тем, что утверждал «…в 1860-х – 1870-х гг. С.А. Гедеонов, (Пургасова Русь прим.А.П.) ничто иное как выселение словен-язычников из Ростова и Мурома в мордовскую землю» (12)
Известный мордовский учёный Н.Ф. Мокшин прямо сообщает. «Более достоверным и точным следует признать «муромское» (из г. Муром) происхождение воинов Пургаса …» (13)
Здесь также уместно сослаться на авторитетного учёного, исследователя русских летописей, А.Н. Насонова «Пургасова Русь, это бродники (часть аланского племени прим.А.П.), появившиеся в результате половецких нашествий, на приокских землях».
Очень веское доказательство приводит В.В. Фомин, публикуя результаты исследований К.Ю. Марк, которые собрала антропологические (строения костей прим.А.П.) данные. Она сообщает, что в восточной части современной Мордовии среди характерных групп эрзянских и мокшанских встречается и тип наиболее близкий к «ильменскому типу», который выделен «среди русских, живущих в окрестностях Ильменского озера». (В окрестностях Новгорода Великого прим. А.П.) (14)
И ещё одно утверждение, логично и естественно предположить, что по общепринятой традиции в те времена, по примеру славянских племён, мирное мордовское племя земледельцев, скотоводов, охотников и бортников пригласило из города Мурома к себе на службу для защиты от врагов своего соседа профессионального воина из племени Ругов – Руса варяга. Русский князь пришёл на службу со своей дружиной. «…В мордовских могильниках найдены погребения воинов с воинскими доспехами: мечами, саблями, копьями, боевыми топорами, датируемые XII–XIII вв., что указывает на существование у мордвы категории воинов–дружинников…»(15)
Муромцы «…имели своей базой г. Муром (или Муромар, как его зовут скандинавские исторические источники – саги). Этот «город», т.е. укрепление, крепость (вероятно деревянная), является наряду с Ростовом (Радостава – в скандинавских сагах) и Рязанью (Резанью, Рузанью) – одним из древнейших на землях прилежащих к берегам р. Оки и Верхней Волги. Он был основан в IX в. выходцами с берегов Балтийского моря, русью (они же руги). Русь (руги) являлись одним из этносов, обитавших на берегах названного моря, которое тогда звалось Варяжским. Русь-варяги в течение IX в. освоили основные речные пути Восточной Европы от холодной Балтики до тёплых – Чёрного и Каспийскго морей.
Следует подчеркнуть, что в те далёкие времена русы (руги) ещё не слились со славянами (это произошло после принятия христианства в XI-XII вв.) и не занимались, подобно славянским племенам, земледелием интенсивного характера, а вели торговлю – чаще всего на далёкие расстояния – прибыльными товарами, которые они добывали столь же часто через куплю, сколь и посредством грабежа. Напомним ставшие уже хрестоматийными выдержки из текстов арабских авторов: «Они не имеют, пашен а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус)… обнажённый меч… кладёт перед ребёнком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечом». « Они не носят ни курток, ни кафтанов, но у них мужчина носит кису (кусок ткани, обёрнутый вокруг тела, наподобие римской тоги), который охватывает один бок, причём одна рука выходит наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож (причём с оружием этим) он (никогда) не расстаётся. …Нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами…
Вот такие купцы и воины основали Муром, наверное – город-крепость, город-склад, стены которого, как бы, нависали над окским берегом и лежащими к востоку от Оки мордовскими землями. Жившие на берегах Оки «мурома» и, возможно, другие племена, финно-угры, платили дань воинствующим и прекрасно вооружённым руссам мехами, мёдом, пенькой… Торговали русы и рабами: молодыми мужчинами и девушками из окрестных земель. («…С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими…». – из книги Ибн Русты »)». (16)
Сам В.В. Фомин делает вывод «…о двух истоках «Пургасовой Руси» – северо – западной (или южно – восточно балтийской) и южной (аланской), а также о её принадлежности к языческой вере». (17)
Подведём итоги по третьему вопросу. С большой вероятностью можно утверждать, что «Пургасова Русь» субэтническое образование, состоящее из южно – и восточнобалтийских славян, руссов-варягов и бродников – алан. Профессиональные воины – язычники. Часть этой группы со временем растворилась среди мордвы, а вторая часть, вероятнее всего, смешалась с мещеряками и маджарами приняла христианство и послужила прародителями Донскому казачеству.
Отвечая на четвёртый вопрос кто был мордовский предводитель Пургас, необходимо учитывать характер и род занятий мордвы и русов, сложившийся веками. Мордва фино-угорское мирное племя. Люди жили небольшими хуторами по пять шесть домов в лесу по берегам рек и озёр, занимаясь охотой, рыбной ловлей и сбором мёда позднее земледелием. И рус-варяг профессиональный воин, который плохо лазил по деревьям за пчёлами, но хорошо умел воевать и командовать большими группами людей. Кто на что учился, как говорится. Поэтому выбор предводителя вполне очевиден…
Пургас – Русский по национальности, князь феодал со своей дружиной, возглавил военное дело, а затем стал управлять и всем мордовским племенем Эрзя.
В эрзянском племени отмирал древнеродовой уклад и зарождался феодализм. Имя собственное Пургас созвучно с эрзянским Пурьгине – Гром и славяно-русским Перун – громовержец. (18)
На пятый вопрос о границах земель на которых проживало мордовское племя Эрзя, а вместе с ним и Пургасова Русь, многие исследователи отвечают по разному:
1. П.И. Мельников – Печёрский «..Пургаса, жившего недалеко от нынешнего города Кадома, на правом берегу реки Мокши…». (19)
2. Пургасову волость, предложил в 1975 г. В.А. Кучкин «… следует искать на восток или юго-восток от Нижнего Новгорода… и, что по видимому, рядом с ней, быть может ближе к р. Оке, находились владения Пуреша…». (20)
3. Группа учёных при составлении фундаментального труда по истории Мордовии утверждает, что «…На основании изучения географической топонимики можно предполагать, что «Пургасова волость», или «Русь Пургасова» занимала территорию в бассейне рек Суры, Алатыря, Пьяны и среднего течения Мокши. В актах XVII века упоминается «Пургасово городище» на границе мокши с эрзей (совр. Пурдошанский район). Имя Пургаса сохранилось до сих пор в названиях селений (Пургасово, в 10 км. севернее г. Кадома), в названиях урочищ и в фамилиях…» (21)
4. На землях будущего Арзамасского края в Мещере (Восточной) жило самое многочисленное и сильное мордовское племя Эрзя. По мнению профессора Е.В.Кузнецова «… Занимавшее западную часть современных южных районов Нижегородской области княжество Пургаса было первым государственным образованием в этом регионе (южно-нижегородском). Где- то на северо-востоке (современный р-н Дальнее Константиново) от него правил другой мордовский правитель Пуреш…» (22)
5. Владимир Николаевич Мартьянов сам арзамасец, мордвин по национальности, исследователь упорный, уже много лет занимается археологическими исследованиями Арзамасского района. «В 1976 г. археолог В.Н. Мартьянов увязал устное сведение. Полученное П.Д. Степановым от местной жительницы, согласно которому в районе села Большой Мокателем (Первомайский район горьковской области) находилось «Пургасово городище», с обнаруженным им неподалёку Понетаевским городищем и локализовал «Пургасову волость» на обширной территории, границей которой на севере и востоке является р. Тёша, на юге Алатырь и Мокша, на западе р. Ока. В 1993 году он же уточняет « … локализуя «Пургасову Русь» в междуречье р. Тёши и Мокши, где проживала мордва-эрзя, обращал внимание на соответствующий топонимический материал: с. Пургасово около г. Кадом на Рязанщине, с Пурдошки и Пургасово городище в Мордовии, Пургасово городище около с. Большой Мокателем и Пургасово прудище в верховьях р. Иржа (левый приток Тёши) в Нижегородской области”. (23)
Ответ на пятый вопрос. Опираясь на утверждения учёных и убедительный топонимический материал, в котором названы четыре названия (село Пургасово, два Пургасовых городища и Пургасово прудище) можно сделать вывод. Все они расположены рядом или на самой территории обширного Арзамасского края. Это убедительно говорит о том, что именно здесь среди многочисленного эрзянского народа проживала субэтническая группа «Пургасова Русь». И ещё, если учитывать летописные сведения и сохранившиеся топонимические названия, такие как: Ближнее Борисово или Дальнее Константиново (Имена русских князей прим. А.П.), мы знаем, что в начале XIII в. русские князья заняли ключевое экономически важное место, место слияния двух великих рек Оки и Волги, при этом потеснили с Дятловых гор мордовские племена к юго – западу. Точные границы установить трудно, а приблизительные, как сообщают многие источники, это река Серёжа.
Таким образом можно очертить примерный круг границ территории на котором проживал мордовский народ Эрзя и среди них славяно – русская субэтническая группа «Пургасова русь». С севера – р. Серёжа; с востока р. Пьяна; с юга реки Алатырь и Мокша; с запада – р. Ока.
Шестой вопрос, где же находился главный город мордовского народа Эрзя? По-моему, совсем не обязательно, как утверждают многие учёные, например: большой знаток мордовского народа П.И. Мельников – Печёрский, что князь Пургас жил и имел свою резиденцию в одном из трёх поселений названных в честь него. Тогда в каком из трёх?
Князь Пургас вождь и главнокомандующий большим и сильным эрзянским войском против которого великий князь Юрий-II Всеволодович поднял полки всего своего княжества, да ещё и пригласил помогать муромцев и союзника Пуреша, жил на окраине своего княжества в захолустной деревушке? Как то не солидно, да и стратегически неграмотно для профессионала-воина, предводителя коренного, многочисленного финно-угорского Мордовского народа!
Эти древние названия лишнее подтверждение того, что славная память об этом предводителе жива, спустя почти тысячу лет, до сих пор. Для примера: ещё недавно в каждом городе Советского Союза как правило две-три улицы Ленина и одна площадь, а колхозов сколько, были названы именем вождя революции? Или ещё – «под этим дубом, проезжая в дальние края, сидел А.С. Пушкин», а в этом прудище любил купаться князь Пургас.
Государственное образование, княжество, вполне вероятно, должно было иметь свой племенной центр, что называется «столичное» поселение – главное городище. Лучшего места для такого поселения как то, на котором расположен современный Арзамас было трудно найти. Это же косвенно подтверждают и археологи арзамассского края во главе с профессором В.Н. Мартьяновым, утверждая: «… В бассейне р. Тёша встречаются практически все типы археологических памятников известные в лесной зоне Восточной Европы стоянки, селища, городища эпохи раннего железа и мордовские «тверди», грунтовые и курганные могильники. Обидно, но на территории Арзамасского района не сохранилось (или пока не найдены) такие интересные памятники как городища и тверди, курганные могильники. …В черте г. Арзамаса городище, скорее всего, уничтожено во время строительных работ…» (24)
Территории же самого современного города Арзамаса в архологическом аспекте, почти не изучалась. Да теперь уже эти исследования как считает археолог В.Н. Мартьянов, крайне затруднительны в силу понятных причин – поздняя застройка уничтожила почти весь древний культурный слой.
Все исследователи, которые определяя территорию проживания мордовкого народа Эрзя и «Пургасовой Руси», а также её главный город и резиденцию князя Пургаса как будто не замечали города, который вот уже более полутора тысяч лет носит это имя – Арзамас. И только С.В Святкин не совсем уверенно говорит, что политический центр северомордовских племён после основания Нижнего Новгорода в 1221 г., « видимо, находился где-то в глубине мордовской земли. Им, возможно был древний Арта – Арза – Арзамас…» (25)
С большой долей уверенности можно утверждать, что главный город мордовского племени Эрзя находился не «где-то в глубине мордовской земли», а в центре огромной территории 200 км. с севера на юг и примерно столько же с запада на восток. Столица княжества, которым управлял мордовский князь Пургас, находилась непосредственно на территории современного Арзамаса.
По поводу названия города, можно оставить те легковесные цветистые байки о якобы двух мифических мордовских князьках Арся и Масае, которые встретили Ивана Грозного с цветами и подарками и в благодарность за это он сложил их имена и назвал город.
В мордовском языке есть прямое и чёткое указание. В переводе с мордовского языка: мастор – страна; явмастор – материк; Эрзянь Мастор – Страна Эрзян. Далее трансформация слова Эрзямас, Орземас и наконец Арзамас. (26)
Вывод: Главный город Эрзи, его столица – город Арзамас. Крупное мордовское поселение, расположенное в хорошо защищённом с трёх сторон самой природой месте (тремя реками и заболоченной низменностью), а также с грамотно построенными искусственными сооружениями, руководимое профессиональным воином – русским князем Пургасом, со своей военной дружиной, контролировало продвижение по большой торгово-посольской дороге. Племя Эрзя собирало дань, вело торговлю и обменивалось товарами с проезжающими.
Отвечая на седьмой вопрос, следует заметить, что почти никто из историков эту тему – географического и экономического положения мордвы и «Пургасовой Руси» не исследовал. А этот аспект проблемы очень важен и многое объясняет.
Благодатный арзамасский край, заливные Пьянские и Тёшинские цветущие луга. Трава по грудь, волнами колышится серебристый ковыль. Примойменные чернозёмы и коричнево-тёмные суглинки. Дубовые, липовые, хвойные и смешанные леса. Южная граница тайги, которая переходит в лесостепь. Золотые раменья сосновых боров и опушки лиственных. А, как известно, основная жизнь кипит на границе леса и поля. Раньше распускаются листочки пригретых солнцем деревьев, птицы с гомоном прилетают сюда на ночёвку, рыжая лисичка осторожно выглядывает из кустов опушки, изучая заснеженное поле и прислушиваясь к писку мышей. Чистейшие и полноводные озёра и нерестовые реки, полные ценными породами рыб. Летописные источники сообщают, что на р. Оке под Муромом вылавливали необыкновенно больших Белуг и Осетров. Даже в более поздних документах начала уже XVIII в. сообщается о природе арзамасского края: в лесах водились – звери: олени, лоси, медведи, волки, кабаны, зайцы, белки, лисы, куницы, горностаи, бобры, росомахи и т.д.; птицы: гуси, утки, лебеди и т.д. … и очень интересно заканчивается документ – «северное сияние летом наблюдается не часто». Какая обида! В настоящее время северное сияние зимней ночью и на севере – то можно наблюдать не часто, а тут летом в средней полосе появлялось северное сияние – удивительно!
Арзамас с давних пор находился в центре, на перекрёстке двух очень важных дорог с севера на юг и с запада на восток. Дорога с запада на восток главная из них. Она была такой же связью южнобалтийских племён со средним и нижним Поволжьем, только не по воде, а по суху и начиналась она для нашей территории от реки Оки у города Мурома.
Варяги – русы, муромцы, построили свой город на берегу Оки не случайно. По традициям и жизненному укладу тех времён города ставились на перекрёстках торговых путей. К примеру: Главный город Хозар в низовьях Волги, главный город Волжских Булгар, главный город Казанского ханства, да и сам Нижний Новгород были построены в ключевых точках реки Волги. Основной целью этих городов было извлекать прибыль от своего удачного географического положения, собирать «тамгу» с проезжающих купцов. Это было основой их экономического развития. Возле таможенных пунктов впоследствии возникали и развивались ярмарки, такие как всемирно известная Макарьевская, а затем и Нижегородская. Город Муром стоял не только на большом водном пути, но и на большом сухопутном. Прямая дорога «по суху» от Мурома до Булгарского города Ошель была короче, чем, по не всегда проходимым рекам Оке и Волге, примерно на 150 – 200 км, а это два три дня езды по земле.
На археологических раскопках древнего государства Волжской Булгарии находят большое количество украшений выполненных из балтийского янтаря и много осколков китайской керамики. А значит, этот путь связывал не только русский город Муром и Булгарский город Ошель, но и дальние страны Балтии и Китая. Был он очень оживлённым. Так как общеизвестны активные торговые связи древней Руси и Булгарии. Почти все владимирские храмы XII – XIII вв. построены из белого известнякового камня, добытого в карьерах Великого Булгара.
Таким образом, этот путь можно с большой долей уверенности назвать «Великим северным шёлковым или точнее – янтарным путём». «Из Варяг в Китайцы».
В более поздние века после покорения Руси монгольскими кочевниками эта дорога получит название Царской Сакмы. Монгольские ханы, которые, кстати сказать, велели русским называть себя царями, впоследствии обяжут русских князей оборудовать и обустроить эту дорогу по примеру китайских «ямчи». Так на этой дороге появится ямская служба, со своими станциями, прогонами и Ямскими слободами.
В подтверждение этих рассуждений приведём текст рукописи начала XVII в. котором ясно говорится об этом большом пути.
«…На леве вражком же до Сакмы по граням межою едучи от Кавлея (речка А.П.) до Сакмы на праве земля боярина князя Ондрея Васильевича Ситцкого а на леве земля и луги и всякие угодья Спасского монастыря да межа Спасской же земле от Первовской пустоши Скорятина от вражка, что вышел к Сакме полем Сакмою до первые грани до помещиковы земли до Ивана да Василия Своетиновых …» (27)
Понимание того, что рядом с городом Арзамасом с IX в., со времени основания Мурома, проходил большой международный путь, открывает новые широкие взгляды на картину ранней истории города, да и всего огромного региона между Окой и Волгой. Можно себе представить, как по этой дороге мимо Арзамаса, в Золотую орду, в низовья Волги, наперегонки спешат за ханским ярлыком русские князья. Тут уж не до водных тихоходных поездок по рекам, дорог каждый час. На вопрос, каким же путём возвращался из орды уже больной Великий князь Александр Невский поздней осенью 1263 года, когда Волга могла стать непроходимой, покрывшись тонким слоем льда. Тоже можно предположить, опираясь на тот факт, что при наличии большого торного пути ехал он через Арзамас на Нижний Новгород. Надо думать, что и других великих русских князей видели древние стены Арзамаса. Иностранные купцы: китайцы, монголы в качестве купцов-разведчиков с востока и народов стран Балтии, с запада.
В те давние времена на этом важном международном пути «Из Варяг в Китайцы» были построены крепостицы – таможенные пункты, вокруг них образовывались небольшие ярмарки. Следы этих крепостей, как доказательство моих слов, сохранились с XII – XIII вв. до сих пор. Это большое село Саконы, сам город Арзамас и тоже большое село Шарапово.
На огромной территории древнего Эрзянского края в настоящее время, это почти вся южная часть Нижегородской губернии, сохранились «…такие интересные памятники как городища и тверди, курганные могильники. Все они есть в Ардатовском, Дивеевском, Первомайском и Шатковском районах около сёл Хохлово, Саконы, Стёкосово, Надёжино, Юрьевка, Кошелиха, Хозино, Верякуши, Ичалово, Корино, Понетаевка и Архангельское, в верховьях рек Акша и Иржа – левобережных притоках Тёши и в верховьях р. Сатис – правобережный приток р.Мокша. (28)
Подводя итог сказанному, и отвечая на пятый вопрос можно с уверенностью сказать, что Эрзянский край был большой и густонаселённой, раннефеодальной страной с развитой торговлей, интенсивным скотоводством, а также земледелием. На этой территории вместе с коренным и самым большим финно – угорским племенем Эрзя, мирно уживались части родных мордовских племён Мокши и Каратаев, а также, надо полагать, вкраплениями жили представители других народностей и племён, таких как например: Мурома, Черемисы и многие другие. Особое место здесь занимают Славяне – Русы, о чём и свидетельствуют первоисточники, сообщая нам о легендарной «Пургасовой Руси».
Хочется закончить этот исторической очерк литературной картинкой собственных воспоминаний, так сказать, аборигена этих мест.
Жили были две деревни в Лукояновском районе Нижегородской области. Расстояние между ними 500 метров. Моих предков – русская деревня с мордовским названием «Поя» и мордовская с русским названием «Николаевка». В Пое, естественно, говорят по русски, а в «Миколавке» – полиглоты на двух языках русском и мордовском. Давно живут. «Грамота царя Михаила Фёдоровича к крестьянам деревни Пои, арзамасского уезда, залесного стану, данная в Москве 1623 года 8 апреля. В которой пишется, что: «… и вы бы все крестьяне которые в той деревне Пое…учнут жить Безсона Миленина слушали, пашню на него пахали и доход помещиков платили…» (29) В обеих деревнях пахали пашню на помещиков, ездили все вместе в нарядных платках и чистых рубахах на сенокос, гуляли свадьбы, провожали и встречали солдат, вместе молились в одной церкви во имя иконы Казанской Божией Матери, пережили революцию, коллективизацию, Великую Отечественную войну, вместе ели лебеду в голодный 1947 год, о котором рассказывала мне моя бабушка Агриппина, вместе нянчили внуков и, наконец, вместе же упокоились на одном кладбище, что на горушке возле родника Пикшенка. Вместе прожили жизнь по-соседски, однако язык свой сохранили и некоторые древние обычаи тоже. Ругались, конечно, иногда (…то один у другого травку выкосит, то ещё что …), только вот поссорится, серьёзно не успели, да теперь уж и поздно.
Список источников и используемой литературы :
1. Филатов Н.Ф. Нижегородский край. Хрестоматия. История в документах с древнейших времён до 1917 года. ГПБ ОР. А.IV.272.Л 239 об. Арзамас. 2001. С-33
2. ГКУ ГАНО г. Арзамас. ДНГУАК. Т. XVII. Выпуск IV. Н.Н. 1914 г. Материалы из собрания А.Я. Садовского.
3. Там же.
4. Кзнецов Е.В. Нижегородский край. В документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. М., 1992. С-46. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. М.-Л., АН СССР, 1950, С.426,437.
5. Семёнов-Тяньшанский П.П. Географический словарь Российской империи. Т.1.СПб.,1863.С-128. Орлов А.М. Нижегородские татары Н.Н. 2001 г., С-96.
6. Кузнецов Е.В. Нжегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях: Хрестоматия. М. Р.У.К. 2008 г. С-42.
7. Мартьянов В.Н. Захоронения коней в могильниках мордвы левобережья р. Тёши в конце I – начале II тысячелетий Н.Э.. Археологические исследования в Окско – Сурском междуречтье. Саранск. 1992 г. С –53-69.
8. Суздальская летопись по Лаврентьвскому списку. ПВЛ. Кузмин А.Г. Фомин В.В. Арзамас. АГПИ. 1993 г. С-271
9. ПСРЛ т.1. Вып.2. Л.1927. С-451.
10. Суздальская летопись по Лаврентьвскому списку. ПВЛ. Кузмин А.Г. Фомин В.В. Арзамас. АГПИ. 1993 г. С-273
11. Фомин В.В. Пургасова Русь.www.portal-slovo.ru.
12.. Там же.
13. Курдин Ю.А. Под стягом Всемилостивейшего Спаса. Кузнецов Е.В. Исторический очерк. Арзамасская сторона земли Российской: Ранняя история. Арзамас. 2002 г. С-74.
14. Фомин В.В. Пургасова Русь.www.portal-slovo.ru.
15. Бочкарёв В.Н. и др. Очерки истории Мордовской АССР. Саранск. 1955 г. С-32.
16. Курдин Ю.А. Под стягом Всемилстивейшего Спаса. Кузнецов Е.В. Исторический очерк. Арзамасская сторона земли Российской: ранняя
история. Арзамас. 2002. С-72-73.
17. Фомин В.В. Пургасова Русь.www.portal-slovo.ru.
18. http://chuvash-erzia.narod.ru/ERValks.pdf Эрзянско – русский словарь.
19. Фомин В.В. Пургасова Русь www.portal-slovo.ru
20. Там же.
21. Бочкарёв В.Н. и др. Очерки истории Мордовской АССР. Т. 1. Саранск 1955г. С-31
22. Курдин Ю.А. Под стягом Всемилостивейшего Спаса. Кузнецов Е.В. Исторический очерк. Арзамасская сторона земли Российской: Ранняя история. Арзамас. 2002. С-74.
23. Фомин В.В. Пургасова Русь www.portal-slovo.ru
24. Мартьянов В.Н. Архологическая карта арзамасского района. Арзамас 2002. С-3.
25. Фомин В.В. Пургасова Русь www.portal-slovo.ru
26. Словарь мордовского языка Русский – мордовский составлен Борисом Эрюшовым. http://chuvash-erzia.narod.ru/ERValks.pdf.
27. РГАДА Ф-281. Оп. Коллегия экономии. Д.256. год 7135(1626). Октябрь 9. Выпись из писцовых и межевых книг игумену Ионе на рыбные ловли и на крестьян. Спасский монастырь.
28. Мартьянов В.Н. Архологическая карта арзамасского района. Арзамас 2002. С-3.
29. Нижегородская центральная библиотека им. Ленина. Действия НГУАК Т.1. Вып. 1-14 1887 г. С- 153.
А.С. Петряшин