Different World Era Synchronization According to Crisis Epochs
Georgy I. Serdcew
Abstract. Principles of formation main calendar systems have made it possible to discover that they were created interconnectionly with the development of astrological observation, corresponding mathematical methods and church dogmas formulation with the help of J.Scaliger’s & D.Petau’s works. Nowadays there are some different calendar systems; their existence shows us that inapplicable religious contradictions between Christianity, Judaism and Islam, appearing at the times of their chronologies formation have not solved yet.
Введение.
С момента своего рождения каждый человек наблюдает окружающий мир: восход и заход Солнца, смену дня и ночи, чередование сезонов, звездное небо, смену фаз Луны… Однако определение периодичности астрономических явлений стало возможным лишь с появлением письменности и цифр для осуществления прогноза пространственных и временных интервалов.
Традиционно считается, что действующий юлианский календарь (с его чередованием дней недели, названием и длительностью месяцев) существует более двух тысяч лет. Начиная с четвёртого века нашей эры один из основных религиозных праздников – Пасха, отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния следующего за весенним равноденствием.
Становление календарных систем проходило одновременно и взаимосвязано с утверждением мировых религий – христианства, ислама и иудаизма. По мере развития математического аппарата происходил сдвиг в прошлое начала внерелигиозных календарных систем (эра Фазли – 1550 РХ, эра Джелал-эд-Дина – 1079 РХ) и связанных с идеей Спасителя (Хиджра – 622 РХ, эра Диоклетиана – 284 РХ, эра Рождества Христова – 1 РХ). Одновременно происходил сдвиг в прошлое начала эр, связанных с сотворением Мира (иудейская – 3761 до РХ, эра Скалигера – 3948 до РХ, эра Петавиуса – 3985 до РХ, Византийская эра – 5508 до РХ) …
Сохранение до настоящего времени наряду с юлианским календарём (хорошо приспособленным для расчёта пасхалий) календарных систем, опирающихся на чисто астрономические события (эра Фазли, Джелал-эд-Дина, Солнечная хиджра), свидетельствует о глубоком идеологическом расколе произошедшем в XVI-XVII веках. За 400 лет, прошедших с момента григорианской реформы календаря, усилиями историков был сформирован традиционный взгляд на хронологию, обосновывающий тысячелетнюю древность христианства и существование неизменной календарной системы с начала страстей господних. Однако противоречия и нестыковки в традиционном изложении истории в настоящее время настолько очевидны, что появилась настоятельная потребность в пересмотре самих основ хронологии.
В последнее десятилетие появилось большое количество работ, в которых с учетом современных возможностей (Интернет, астропрограммы) излагается подход, существенно меняющий традиционные представления. Настоящая работа является продолжением исследований автора [1-3], посвященным становлению хронологий в эпоху кризисов в Европе и в России.
1. СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ. Для лучшего понимания проблем, возникавших при становлении хронологии целесообразно напомнить содержание основных календарных систем, связанных только с астрономическими наблюдениями за Солнцем.
Современный индийский календарь [5].
1. В основу календаря положена эра Сака, широко применявшаяся во многих календарных системах Индии. 1892 год эры Сака соответствует времени с 22 марта 1970 по 21 марта 1971 РХ, то есть эра начинается в 78 РХ.
2. Продолжительность года равна длине тропического года, то есть 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам.
3. Гражданский календарный год в обыкновенном году содержит 365 дней, а в високосном – 366.
4. Начинается год со дня, следующего за днем весеннего равноденствия, что соответствует первому числу месяца Чайтра. В високосном году он совпадает с 21 марта, а в простом – с 22 марта.
5. Год состоит из 12 месяцев. В нем в високосные годы первые шесть месяцев имеют по 31 дню, а остальные – по 30. В простом году первый месяц состоит из 30 дней.
6. Для определения високосного года применяется следующее правило: к году эры Сака надо прибавить число 78, и если полученная сумма делится на 4 без остатка, то – год високосный. Так, год 1890 эры Сака, соответствующий 1968-1969 РХ, удовлетворяет указанному правилу. Однако если после прибавления к году эры Сака числа 78 сумма окажется кратной 100, то этот год будет високосным только в том случае, если сумма делится без остатка на 400. Подобное правило применяется в григорианском календаре для вековых годов.
Структура современного индийского календаря по способу определения високосных лет эквивалентна григорианскому календарю, по началу года и длительности месяцев – эре Джелал-эд-Дина, а по эпохе – древнее последней на 1000 лет.
Эра Джелал-эд-Дина. Образована в 79ИМА (1579 РХ) могольским императором Джелал-ад-Дином (1542-1605) из эры Фазли с сохранением длительности месяцев, но с переносом начала года на мартовское равноденствие 1079 РХ. Эра Джелал-эд-Дина началась сразу 501-м годом, что эквивалентно 29 году эры Фазли (первому году второго 28-летнего солнечного цикла). Начало эры Джелал-эд-Дина приходится на годы жизни Григория VII Гильдебранда (1015 – 1085), который являлся папой Римским с 1073 РХ.
Начальный этап эры по одному високосу каждые четыре года в течение 32 лет эквивалентен юлианскому календарю. После накопления астрономических данных о дрейфе точки весеннего равноденствия для длительности года 365,25 суток, каждые 33 года стала проводиться коррекция високоса – високос вместо 32 года переносился на 33 год цикла. То есть принимается 8 високосных лет за 33 года вместо 8 високосных лет за 32 года в юлианском календаре. Календарь приспособлен к неравномерному движению Солнца по эклиптике: в нем все месяцы первой половины года имели по 31 дню, а второй половины (кроме последнего) – по 30 дней. Ошибка в длине года в этом календаре равна 0,00022 суток [15].
Момент перехода с эры Фазли на эру Джелал-эд-Дина можно связать с 132-летним периодом (4*33 = 132). Начало нового цикла иранской солнечной хиджры в 1997 РХ, следующем после високосного 1996 РХ [16] (при допущении перехода в XIX веке эры Джелал-эд-Дина в современную иранскую солнечную хиджру без изменения чередования високосов), позволяет определить годы, в которые было такое же сочетание начала 33-х летнего цикла с високосным годом в юлианском календаре. Это 1865 РХ, 1733 РХ, 1601 РХ, 1469 РХ, 1337 РХ, 1205 РХ.
Начало эры 15 марта приходится на пятницу 1079 РХ, т.е. расчёт проведён для юлианского чередования викокосов с длительностью года в 365,25 суток. Отсутствие кратности 33-х летнему циклу периода с 1079 РХ до 1997 РХ свидетельствует о том, что год начала эры выбран вне связи с 33-х летним циклом.
Ранее автор [3] уже связывал часть европейских датировок с аббревиатурой J, которая могла означать даты в эре Джелал-эд-Дина. Ниже представлена уточнённая датировка некоторых картин, приведенных Вишневым [12].
Автор не встречал в эре J обозначений дат менее 500, что так же может свидетельствовать о начале этого представления дат после 1579 РХ.
Несмотря на высокую астрономическую точность, эра Джелал-эд-Дина мало пригодна для расчета пасхалий.
Иранская солнечная Хиджра образована из эры Джелал-эд-Дина в середине XIX столетия путём переноса начала эры с весеннего равноденствия 1079 РХ на март 622 РХ. За счет этого нарушилось согласование с годами РХ по четности, которое присутствовало в эре Джелал-эд-Дина.
В настоящее время является солнечным календарём, наиболее близким к реальной астрономической ситуации по длительности месяцев, количеству дней между весенним и осенним равноденствиями, а также по длительности тропического года.
Индийская эра Фазли (Фейзли). Эпохой эры является 10 сентября 1550 РХ [5].
Была введена Джелал-эд-Дином и применялась только в официальных документах.
Сообщается [4], что «Акбар, Джелал-эд-Дин (1542-1605) – третий могольский император и фактически создатель империи Великих Моголов. В период своего правления (1555-1605) … расширил владения с Севера Индии, от Гималаев до Арбады, от Аравийского моря до Бенгальского залива. Будучи покровителем искусств, он приветствовал при дворе и индусских, и мусульманских художников и артистов. Приверженец веротерпимости, в 1582 г. он создал новую, “синтетическую” религию, которая, однако, его не пережила».
Год введения этой эры совпадает с принятием Судебника Ивана IV.
Структура календаря может быть реконструирована по современному календарю, который был введен в Индии с 22 марта 1957 РХ.
Таким образом, 1550 РХ может рассматриваться как наиболее достоверный год введения первого астрономического календаря. Сентябрьское начало года совпадает с началом года на Руси, введенное Иоанном III, а также с началом эры Диоклетиана.
2. ЕВРОПЕЙСКИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ
Эра ИМА (Иоанна III, Максимилиана, открытия Америки).
На Руси применялась в виде буквенно-цифровой записи с использованием греческого алфавита (в середине XVII века 1ИМА приравняли 1492РХ). Начало года – равноденствие 11 марта. Принято считать, что високосные годы чередуются один раз в четыре года. 1ИМА = (15)01 РХ = (9)01 ХЛ. Из-за отсутствия артефактов с прямым датированием не представляется возможным определить способ представления чисел и летоисчисление на Руси ранее 1ИМА = 1501РХ [3].
Использование РПЦ наряду с сентябрьским началом года мартовского, а также сохранение до настоящего времени в русских и европейских названиях месяцев числительных с началом счета от марта, свидетельствует о том, что мартовский счет появился ранее сентябрьского (то есть эры Диоклетиана). Считается, что на Руси начало года было перенесено с марта на сентябрь Иоанном III в 1492 РХ (1500 РХ). Возможно, это было осуществлено Иваном IV для синхронизации с эрой Диоклетиана во второй половине XVI века и позднее приписано Иоанну III.
Эра ИМА использовалась в официальных документах Руси до петровских времен. Монеты в эре ИМА стали датироваться после 1596РХ, а пушки – не ранее второй половины XVI века [6]. Прекращение датирования монет в период 1617-1696 РХ говорит об отсутствии государственной системы летоисчисления на Руси в это время.
Расхождения в пяти из девяти, рассмотренных Шумахом [7], соотношений между днями недели и датами в средневековых источниках, не могут быть объяснены путаницей между юлианским и григорианским календарями:
– в материалах II-й Международной церковной научной конференции в Москве 11-18 мая 1987 г. на стр. 254 в докладе доцента ЛДА РПЦ архимандрита Августина (Никитина) «Крещение Киевской Руси и рукописное наследие Афона» читаем: «(…беседы святейшего патриарха Фотия…) были помещены в особой книге, написанной на бумаге, в лист, 26 июня месяца 1628 года в день субботний…». По юлианскому календарю 26 июня 1628 года – это четверг (ГС: по григорианскому календарю – понедельник.)
– дата 31 апреля 1646 года. Перевод с немецкои посылнои грамотки, что пишет из Амстердама Онтон фон Гесбергерер к Мартыну Бюхлинку нынешняго АХМS году апреля в ЛА день. В апреле по солнечному юлианскому календарю 30, но не 31 день. (ГС: запись даты в виде “1646 год” кириллицей была введена Петром I в 1701 году, поэтому должна быть запись даты в виде (~З)PMS. По приведенной записи нельзя определить дату начала эры СМ – 5500 или 5508 до РХ.)
– писатель Даниэль Дефо (1660-1731) в своей книге «Робинзон Крузо» от имени героя записывает, что «11 ноября (1659 г.) было воскресенье».
И.Климишин считает, что в протестантской Англии григорианский календарь был введен лишь в 1752 г. – спустя 21 год после смерти Д. Дефо. Следовательно, писатель излагал события по юлианскому календарю и должен был написать «11 ноября 1659 г. была пятница». (ГС: по григорианскому календарю – вторник. Но если использовалось сентябрьское начало года, то 11 ноября 1660 года по юлианскому стилю было воскресенье.)
– М.И.Семевскiй описывает как царь Петр I возвратился в Москву после великого посольства. «Во вторникъ, 25 августа, въ 6 часовъ пополудни, только-что позвонили отъ вечерни, въ боярскихъ палатахъ, дворцовыхъ теремахъ, затЬм по всей Москве пролетЬла вЬсть: государь прiехалъ!» (Семевскiй, 8) Петр I возвратился из-за границы в 1698 году. По юлианскому календарю 25 августа 1698 года был понедельник, а не вторник.
(ГС: Шумах ошибается – 25 августа 1698 года по юлианскому был четверг, а не понедельник по григорианскому календарю.)
– В летописи (Добромильская) написано: «В том же году 1700, месяца февраля дня 12, его величие отец епископ Премиский, Иннокентий Винницкий, попрощался со светом со вторника на среду, дивным и прежде неслыханным образом…». 12 февраля 1700 года был понедельник, но не вторник. (ГС: по григорианскому календарю – пятница.)
В таблице представлены соотношения дат и дней недели, на основании [7].
С учётом того, что в XVI веке годы ИМА не отличались от счета лет в Хиджре за вычетом 900 лет, то вероятнее всего эра ИМА существовала в виде солнечной хиджры. В этом случае получает естественное объяснение появление 31 апреля, которое не существует ни в юлианском календаре, ни в эре Диоклетиана.
В конце XVI века эра ИМА на Руси (в виде хиджры) могла обозначаться буквой «Г» рукописное [1]. Пустые места под последующее заполнение в Палее [8], свидетельствуют,
что существовал определённый период, когда хиджра была узаконена, но количество сотен лет, номера индикта и названия месяцев были ещё не определены (на приведенном фрагменте год, индикт и месяц вписаны позднее): 914 Х = 1514 РХ.
После утверждения разности между ИМА и хиджрой в 900 лет в Часослове [9] появилась букво-цифра Ц=900. Однако наличие в этом фрагменте одной и той же цифры традиционно читаемой как 6, но обозначенной разными буквами (Г и S) позволяет усомниться в том,
что Г = 6000. При датировании этого документа в Хиджре вместо традиционной даты 6926 СМ = 1418 РХ получаем 926 Х = 1526 РХ.
В книге 2006 года «Монастырь Нило-столобенская пустынь» приведена фотография первой страницы древней рукописи об этом монастыре [10]. По вензелю перед датой не
представляется возможным осуществить привязку к какой либо эре, кроме Хиджры. В этом случае 901 ХA = 1501 РХ, что соответствует традиционному датированию данных событий.
Позднее, при введении эры от сотворения мира букву, обозначающую принадлежность эре (Г рукописное), приравняли S=6000, что сразу же сдвинуло на 100 лет в древность все
события, представленные в документах датами в годах хиджры от 900 до 1000. Ниже приведен образец датировки «Месяцеслова», где уже стоит правильная букво-цифра S=6000 [11]
Обозначения Хиджры можно также обнаружить на европейских картинах.
Вишнев в [12] так комментирует датировку картины Шонгауэр «Крестьяне, едущие на рынок». «Вверху странная цифра. Если первая цифра – шестерка, тогда – это дата – 6979 год от сотворения мира или 1471 год РХ. Шестерка явно “не настоящая”…»
Принимая «Г» рукописное за обозначение Хиджры получим 979 Х = 1579 РХ, то есть имеется столетний хронологический сдвиг относительно традиционного датирования.
Эра Диоклетиана – существовала в двух вариантах: Короткой (далее ДК) и традиционной, первые годы которых отстоят друг от друга на 2 метоновых цикла (1064 года). Начало эпохи короткой эры Диоклетиана 29 августа 1348 РХ было получено отступлением на 8 девятнадцатилетних лунных циклов в прошлое от 1 ИМА (1 ИМА = 153 ДК).
Связь начала короткой эры Диоклетиана с Тимуром Тамерланом (1336-1405), который в 1370 РХ принял титул эмира, а в последующих войнах разгромил Золотую орду и турецкие войска Баязида, должны показать дальнейшие исследования.
Начало традиционной эры Диоклетиана, в качестве возможной даты рождения Христа, было получено во времена Скалигера отступлением в прошлое на два метоновых цикла (1064 года) от 1 ДК, что дало 284 РХ (1348 РХ – 1064 = 284 РХ).
Таким образом, была получена следующая связь между эрами:
1 ИМА = 153 ДК = 1217 Д = 1501 РХ=901 ХС
Следует заметить, что эры ИМА и обе эры Диоклетиана синхронизированы между собой по «золотому числу» (т.е. имеют одно и тоже круг Луны для любых лет), а для эры РХ золотое число отличается на единицу. Традиционная эра Диоклетиана применялась в Европе до начала XVII века, в настоящее время сохранилась в коптском и абиссинском календарях.
В коптском календаре год состоит из 12 месяцев по 30 дней в каждом (тот, бабэ, хатур, кихак, тубэ, амшир, барамхат, бармуда, башнас, бауна, абиб, мисра). После двенадцатого месяца следует пять дополнительных дней (наси), к которым раз в четыре года прибавляется еще один день. Первому марта юлианского календаря всегда соответствует пятый день барамхат (185 день коптского года). Кроме Египта, копты проживают в Судане, Иордании, Турции, Ираке, Израиле и Эфиопии.
В Эфиопии коптский календарь также стал официальным календарем страны, хотя начало эфиопской эры по отношению к коптской сдвинуто на семь лет и восемь месяцев назад [14] «…Юлианский календарь принадлежит 1-му году “Эры Диоклетиана”, начинающейся у коптов в Египте с 284 года нашей эры, а у абиссинцев с 276 года».
Эра Скалигера – разработана в 1583 РХ, как первый европейский вариант эры от сотворения мира. Начало эры в 12 часов дня 1 января отстоит на 4997 лет от начала эры Диоклетиана (ближайшее к 5000 лет число, кратное 19-летнему лунному циклу).
Работа Скалигера появилась на 1300 году эры Диоклетиана. Это может являться дополнительным свидетельством первого появления этой эры именно в работе Скалигера.
С начала эры в 4713 до РХ к 1 января 1982 года прошло 2.444.971 дней юлианского периода («Астрономический календарь 1981 г.»).
Когда Скалигер вводил свою эру – юлианский период с началом за 4713 до РХ, он принял начало эры сотворения мира за 3948 до РХ. С учетом того, что “За три года до выхода в свет первого крупного труда Скалигера по хронологии всемирной истории от имени главы папы Григория ХIII был опубликован мартиролог римско-католической церкви, в котором объявлялось, что мир был сотворен за 5199 лет до рождения Христа” [17] он должен был понимать, что Христос в этом случае родился в 1251 РХ (5199 – 3948 = 1251).
Петавиус в 1627 году подправил Скалигера – принял начало эры сотворения мира в 3985 до РХ. Если при этом он относил рождение Христа на 1 год новой эры, то он нарушал церковный канон о 5199-летней разнице между СМ и РХ “В новом издании мартиролога при папе Урбане VIII в 1640 г. указанная дата сотворения мира была подтверждена”, поэтому вероятнее всего Петавиус оперировал датой рождения Христа 1214 РХ (5199 – 3985 = 1214). Примечательно, что все даты Петавиуса не синхронизированы с 19-летним лунным циклом.
Последующее принятие 1 РХ в качестве даты рождения Христа позволило церкви подтвердить тезис о рождении Христа через 5199 лет после СМ, то есть удревнить саму эру сотворения мира.
А эра Диоклетиана, присутствующая в работе Скалигера в виде «эры мучеников», была введена как переносящая дату рождения Спасителя на 284 РХ. Не исключено, что эра Диоклетиана была запущена после 1577 РХ, а работы Скалигера – продукт начала XVII века, нашедшие отражение в трудах Петавиуса, о котором говорится следующее [17]:
“Его главное произведение «Сочинение о науке времени, разделенное на две части» вышло в свет в Париже в 1627 году [1]. В 1628 году было напечатано дополнение к «Сочинению о науке времени» под названием «Хронологические таблицы» [2]. В 1633 году вышло в свет произведение Дионисиуса Петавиуса «Исчисление времени в двух частях, разделенное на тринадцать книг» [3], которое представляло собой, в сущности, сокращенный вариант «Сочинения о науке времени». Именно оно прославит Петавиуса как знатока хронологии всемирной истории. Его «Сочинение о науке времени» переиздавалось в течение XVII–XVIII веков, но очень редко [4]. Произведение же «Исчисление времени» переиздавалось в эти два столетия многократно, причем как на латинском [5], так и на английском языке.
В переводе на английский язык «Исчисление времени» вышло в свет в Лондоне спустя семь лет после смерти Дионисиуса Петавиуса под названием «История Мира, или Исчисление времени, составленное ученым Дионисиусом Петавиусом и продолженное другими до года Господа Нашего 1659. Вместе с географическим описанием Европы, Азии, Африки и Америки» [6]. Это издание примечательно тем, что имеет продолжение объемом в 188 страниц, написанное каким-то анонимным автором – не Петавиусом [7]. Сам Дионисиус Петавиус довел хронологию событий до 1632 г. В дополнении же к основному тексту произведения хронология исторических событий доведена до 1656 года. Подобным же образом дополнялись анонимными авторами и латинские варианты новых изданий сочинения Петавиуса «Исчисление времени». Так, продолжение составленной Петавиусом хронологии всемирной истории было дано в венецианском издании «Исчисления времени» 1749 года [8].
… Дионисиус Петавиус писал, что … излагается «вся история от начала мира до времен нашей эпохи». … с момента сотворения мира, которое им предполагалось случившимся в 3985 году до рождения Христа [9]. При этом в датировке главных событий человеческой истории Петавиус пользовался также исчислением лет по Юлианскому периоду, введенному Жозефом Скалигером. Сотворение мира он датировал 730 годом Юлианского периода, из чего видно, что начало данного периода мыслилось им в 4715 году до н. э. – на два года раньше даты, называвшейся Скалигером.”
Из этой цитаты следует, что даже в 1659 РХ дата Сотворения Мира ещё не устоялась: Скалигер принимал её за 3948 до РХ, Петавиус – за 3985 до РХ, а Еврейская эра сотворения мира начиналась с 7 октября 3761 до РХ. Для более детального рассмотрения этого вопроса необходимо изучение подлинников работ Скалигера и Петавиуса 1627 РХ.
Эра от рождества Христова – формировалась в XVI-XVII столетиях. Можно выделить несколько этапов в приближении к традиционной дате.
1 этап – 1348 РХ (начало короткой эры Диоклетиана 29 августа).
2 этап – 1240 РХ (начало использования иудейских дат в короткой записи без 5000 лет).
3 этап – 1214 РХ (мартиролог Григория XIII от 1579 РХ. Приходится на эпоху Батыя (1208-1255), о котором почти нет сведений, но известно, что он покорил Европу).
4 этап – 1079 РХ (эра Джелал-эд-Дина, установленная в 1579 РХ).
5 этап – 622 РХ (эра лунной Хиджры, начавшаяся 16 июля).
6 этап – 284 РХ (традиционная эра Диоклетиана с началом 29 августа).
7 этап – 1 РХ (приводится Петавиусом в работах 1627-1659 РХ).
Эра Рождества Христова образована после работ Скалигера увеличением эры ИМА на 1500 лет (1 ИМА = 1501 РХ = 1217 Д).
Золотое число для эры ИМА и эр Диоклетиана одно и то же, поэтому расчет пасхалий в этих эрах одинаковый, однако для эры РХ золотое число отличается на единицу.
Пасхальный канон Дионисия Малого, составленный по указанию папы Иоанна I на 525-620 РХ для начала года 1 января при юлианской длительности месяцев, после увеличения традиционных дат на два метоновых цикла (1064 года) попадает в период 1589-1684 РХ (Иван IV). С учётом сказанного выше, можно сделать вывод о том, что ранее 1589 РХ официальной эры РХ ещё не существовало.
Эра от сотворения мира Болгарская (1501 РХ = 7001 СМ) действовала на Руси с 1601 РХ до 1659 года в виде записи ~З перед датой эры ИМА. В это время даты 1655 РХ и 7155 СМ ещё совпадали.
Татищев в “Истории Российской” в главе “О счислении времени и начале года” писал о дате Сотворения мира: «по греческому 5500-го.
Следственно, от рождества у греков с римским разница 8 лет, которое Димитрий Ростовский в Келейном его летописце трудился исправить и погрешность изъяснить, но оставил неисполненным”. Таким образом, по римскому счислению год Сотворения мира был 5508 до н.э.».
«Святцы патриарха Иосифа (1634-1640) определяли дату Рождества следующим образом: “Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду.”.»
Соболевский [22] в работе “Славяно-русская палеография” в главке “Число лет между СМ и РХ” писал: “Но многие в Москве принимали цифру 5500 (александрийский счет). Геннадий, архиепископ новгородский в послании 1489 г., говоря о летосчислении, пишет: “у Латыны нашего больше осмию леты”. Здесь обычный счёт назван латинским. В статейке 1534 г. об отношении русского летосчисления к латинскому, принадлежащей едва ли не Максиму Греку, мы читаем: “по нашему русскому счёту от создания Адамля до воплощения Христова лет 5500”. В печатных Потребниках патриархов Филарета и Иоасафа говорится, что Христос родился в 5500 году по создании мира. В Сборнике гр. Уваровых № 1816 дата такова: “написася в лето от создания мира 7123, а от воплощения Сына Божия 1623, совершися месяца февраля 27″; она должна быть переведена на наш счёт 16l5 годом. Во второй половине XVII в. известныйСпафарий (родом Румын, но греческого образования) держался цифры 5500. Но в это время обычный счёт получил преобладание, и наши старообрядцы держатся его, кроме впрочем федосеевцев (у них сохраняется цифра 5500)”.
Эра от сотворения мира Византийская
В Синопсисе 1674 года [19] представлено одновременно две даты:
от сотворения мира ЗРПВ = 7182
от воплощения Божьего Слова
АХОД = 1674
Коэффициент пересчета – 5508. Так как обозначение А = 1000 букво-цифрой на монетах введено Петром I только 1700 году, то этот документ создан вероятно после 1700 РХ.
3. СОЛНЕЧНО-ЛУННЫЕ КАЛЕНДАРИ
Хиджра Лунная (далее ХЛ) ведёт отсчет от 16 июля 622РХ [15, 16]. Приведем цитаты и значения месяцев из мусульманского календаря.
Лучший из посланников родился в Мекке утром в понедельник в 12 день месяца раби`1 в год слона и на сороковом году правления персидского царя Хосрова Ануширвана. Слова Пророка: «Я родился в понедельник, и потому держу пост по понедельникам» (Муслим).
Иби Умар говорил: «В первое время после переселения в Медину мусульмане, собиравшиеся на молитву сами определяли, когда им начинать её, так как никто к ней не призывал. Однажды они начали обсуждать этот вопрос, и некоторые сказали: «Надо завести такой колокол, как у христиан». Другие сказали: «Нет, лучше трубу наподобие рога иудеев», а Умар сказал: «А не поручить ли вам какому-нибудь человеку призывать других к молитве?» И тогда Посланник Аллаха велел: «О Билял, встань и призови людей к молитве!» (Бухари).
Продолжительность месяца лунного календаря принята 29,5 суток, что меньше фактической длительности на 0,0306 суток. Для устранения этой разницы арабы стали в каждом 30-летнем периоде добавлять 11 суток, то есть считать 19 обычных лет по 354 суток и 11 високосных лет по 355 суток, что в сумме за 30 лет дает 10631 сутки (354*19 + 355*11). За високосные годы в арабском лунном календаре приняты следующие 11 лет каждого 30-летнего цикла: 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, 29. Все нечетные месяцы имеют по 30 дней, а четные – по 29. Исключение составляет двенадцатый месяц (Зуль-хиджа), который в високосный год имеет длительность 30 суток.
День мусульманского Нового года приходится каждый раз на 11 суток ранее, чем в предыдущем году, и в течение 32 лет обойдет все времена года.
23 июля 1990 РХ (29 Зуль-хиджжа 1410 ХЛ) закончился 47 лунный цикл и 1 мухаррама 1411 ХЛ (вторник 24 июля 1990 РХ) начался 48-й очередной 30-летний лунный цикл [16].
С 1 мухаррама 1 ХЛ по 29 зуль-хиджа 1410 ХЛ прошло 499657 суток (47*10631 = 499657).
Этот же период в юлианских днях составляет 2448109 – 1948440 = 499669. Разность в 12 суток свидетельствует о том, что дата начала лунной хиджры определена относительно современных дат, выраженных в старом стиле.
Сложный характер распределения количества дней по месяцам, вставка 11 високосных месяцев в течение 30 летнего цикла, названия плавающих лунных месяцев связанные с фиксированными сезонами, а также «молодость» хиджры относительно христианства и иудаизма показывают, что:
– лунная хиджра образована из солнечного календаря с началом года около осеннего равноденствия, то есть выведена из эры ИМА или Диоклетиана;
– 30-летний цикл составлен на основании наблюдения за фазами Луны с посуточным счетом дней до значения 10631, ставшим возможным после работ Скалигера;
– дата начала эры лунной хиджры (пятница 16 июля 622 РХ) определена ретрорасчетом на основании принятого 30-летнего цикла.
Указанные соображения переносят разработку современной лунной хиджры в конец XVI – начало XVII века.
В Турции [15], где применялся лунный календарь, использовался период в 8 лунных лет (по 12 лунных месяцев), по истечении которого новолуния приходятся на те же дни недели (405 недель = 2835 суток). Составленные на основе этого периода расписания новолуний назывались «Рузнаме», то есть «книгой дней» Однако расчет с использованием точного значения лунного месяца 29,53059 суток дает величину 2834,9366 суток (8*12*29,53059), что приводит к расхождению в одни сутки каждые 15,8 восьмилетних циклов (126 лунных лет или 122,5 солнечных лет).
Позднее, на основании детального изучения движения Луны, был введён более точный 30-летний цикл и рассчитана начальная дата лунной хиджры – 16 июля 622 РХ.
Иудейская Эра – “… Исходным моментом еврейского календаря было принято “сотворение мира”. Эта эра известна еще под названием “эра от Адама”, или “иудейская эра”. Начальной датой её считается 7 октября 3761 года до РХ …”
Как отмечает Цыбульский [16] “… в тех случаях, когда год еврейского календаря дан сокращенно без 5000 (в календарях, книгах, газетах и т.д., считая, что период времени в 5000 лет общеизвестен, его не пишут) к его порядковому номеру следует прибавить число 1240, и мы получим соответствующий год по григорианскому календарю.”
Самые древние еврейские эпитафии также писались без тысяч лет, поэтому 1240 РХ можно рассматривать как исходную дату в определении короткой Иудейской эры (без 5000 лет). Следует отметить, что 1240 РХ очень близок к возможной дате рождения Христа в 1251 РХ, упомянутой в предыдущих главах.
Не исключено, что еврейский календарь был разработан до Скалигера в короткой форме, которая затем была увеличена на 5000 лет.
3. ПАСХАЛИИ. Считается [13], что «первые расчеты дней празднования пасхи в соответствии с решениями Никейского собора сделал патриарх Александрии Феофил. По его канону, который начинался с 380 г. и был расписан на 100 лет, годы не были отнесены к какой-либо эре, а обозначались порядковыми номерами. Еще до окончания действия этого канона новый канон … был составлен преемником Феофила на патриаршем престоле Кириллом Александрийским. Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана, по которой александрийские христиане вели свое летосчисление, применяя месяцы египетского календаря: тот, фаофи, атир, хоиак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, павни, эпифи, месори. Начало года по египетскому календарю – первый день месяца тота – соответствует 29 августа по юлианскому календарю (длительность года в обоих календарях одинаковая – 365,25 суток…»
Так как датировка пасхального канона Феофила дана в относительных годах, не отнесенных ни к какому летоисчислению, то привязка первого года этого канона к 380 РХ (96 Д) мало убедительна. Часть вопросов снимается при допущении, что:
– Феофил в XVI веке разработал теоретическую модель Пасхалий и его расчеты были пригодны для начала любой эры, в том числе и первого года эры ИМА (1501РХ);
– пасхальный канон Кирилла Александрийского, патриарха города Александрии – в то время столицы Египта, – следующий за каноном Феофила, приводится уже в годах эры Диоклетиана (153 Д – 248 Д). Год начала канона служит непосредственным подтверждением существования короткой эры Диоклетиана (ДК) с началом в 1348 РХ. Напомним, что в этом случае 153 ДК приходится на 1ИМА (1501 РХ).
Традиционная датировка пасхального канона Кирилла Александрийского (437-531РХ), рассчитанная в месяцах эры Диоклетиана с началом года 29 августа, после увеличения на 1064 года также приходится на 1501-1595 РХ.
Таким образом, пасхальный канон Феофила, был рассчитан в относительных годах (пригоден для 1-95 ИМА или 1501-1595 РХ), а появление пасхального канона Кирилла Александрийского (для того же временного периода 1501-1595 РХ) связано с переходом на счет лет в короткой эре Диоклетиана с началом в 1348 РХ.
Морозов [14] отмечает, что в 77 Д (всего лишь за 19 лет до появления канона Феофила) «в царствование императора Юлиана в Византии (361 – 363), по …еврейским источникам, первосвященник Гилель II будто бы обнародовал … девятнадцатилетний цикл из 235 новолуний, после которого все новолуния повторяются снова в те же самые дни юлианского года в 3651/4 дней… Это… и была основа календаря, который евреи употребляют и до сих пор. По греческим же источникам этот цикл (а, следовательно, и тропический год в юлианском его размере 3651/4 дней!) был опубликован еще афинянином Метоном в V веке до начала нашей эры, но это сообщение, как и другое о еще большей древности “Саросского цикла” затмений, требующее того же предварительного знания Юлианского календаря, явная легенда».
Вероятнее всего, дата 361 РХ определена ретрорасчетом для обоснования появление канона Феофила в 380 РХ.
Точно также пасхальный канон Дионисия Малого мог быть получен на основе наблюдений Тихо Браге. Девятнадцатилетний лунный цикл 229-247 Д приведенный в годах эры Диоклетиана, после увеличения на 1064 года перемещается в 1577-1595 РХ.
В 241 Д (525 РХ) – “известный канонист древней западной церкви” Дионисий Малый [21] по указанию папы Иоанна I должен был продолжить на очередной 95-летний период пасхалию.
Необходимость в продолжении таблицы была вызвана тем, что через 6 лет кончалась пасхалия, составленная патриархом города Александрии – в то время столицы Египта – Кириллом Александрийским (376-444) на предыдущий 95-летний период (с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана, т. е. с 437 г. по 531 г. нашей эры).
Традиционныe даты (525-620 РХ) пасхального канона Дионисия Малого [20] после увеличения на два метоновых цикла (1064 года) охватывают период 1589-1684 РХ. Начальная часть канона составлена в годах эры Диоклетиана, а начиная с 532 – в эре рождества Христова с началом года 1 января при юлианской длительности месяцев.
Таким образом, 1589 РХ может рассматриваться как самая ранняя дата эры Рождества Христова, фигурирующая в расчетах пасхалий.
Столь поздним появлением пасхального канона Дионисия хорошо объясняется факт отсутствия расчетов пасхалий после его, якобы, первого появления в 513 РХ, а накопившиеся в последующие 1300 лет 10 суток пришлось корректировать проведением григорианской реформы календаря.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Рассмотренный выше далеко не полный перечень мировых эр показывает, что разработка хронологии проходила в XVI-XVII веках во время становления религий в качестве государственной идеологии. Открытие новых земель и развитие мореплавания вызвали потребность правительств в субсидировании астрономических исследований для точного определения координат своих морских владений.
Ключевой датой мировой истории является официальная дата открытия Америки, год календарной реформы Иоанна III на Руси и воцарения императора Максимилиана. Именно от этой даты был начат сквозной счёт лет в эре ИМА, с которыми затем были синхронизированы 1500-летие Христа и 7000-летие эры от сотворения мира. Недельный календарь марта-апреля 1492 года был заложен в расчет всех последующих Пасхалий на Руси.
Скалигер не проявил интереса к эпохам от общепринятого Рождества Христова, существовавшим в его время, и занялся разработкой хронологической доктрины на более ранние годы. В 1583 году он воспользовался иудейской трактовкой даты сотворения мира, за что имел конфликт с руководством кальвинистской церкви. В работе Петавиуса (1659 РХ) наряду с эрой рождения Христа (1 РХ) по прежнему фигурирует эра сотворения мира (3985 до РХ) в датах юлианского периода, введенного Скалигером. Таким образом становление современной хронологии проходило в XVI столетии на фоне острой борьбы между различными религиозными течениями.
В это время в Европе существовали эра Диоклетиана (29 августа 284 РХ) с длительностью месяцев по 30 дней плюс вставные 5 или 6 дней (календарь сохранился до сегодняшнего дня у Коптов) и эра Джелал-эд-Дина (солнечная хиджра с началом года 15 марта 1079 РХ) и длительностью летних месяцев по 31 дню и зимних по 30 дней (февраль – високосный). Эта солнечная хиджра сохранилась в Иране в настоящее время, только начало эры было перенесено в XIX веке на 624 РХ.
В год начала работы обсерватория Тихо Браге (1577 РХ) равноденствие было 10 марта, а неомения 21 марта. Весьма вероятно, что именно эта астрономическая ситуация легла в основу последующей григорианской реформы календаря в части десятидневного переноса всех дат.
Скалигер выполнял реальную задачу – создание эры сотворения мира древнее уже существовавшей, согласованной по лунному циклу с эрой ИМА, а также учитывающей рождение Спасителя в день зимнего солнцестояния. С учетом мартиролога (1579 РХ), согласно которому Христос родился через 5199 лет после сотворения мира, год рождения Христа в это время приходился на 1216 РХ. В случае принятия эры Скалигера в качестве эры сотворения мира рождество Христа переместилось бы на 284 РХ. И пока хронологи разрабатывали эры СМ и РХ, светские власти вели текущие датировки в эре ИМА. Поэтому, несмотря на разработки Скалигера, была принята новая дата рождения Христа в виде прибавления к датам ИМА 15 столетий, а эра Диоклетиана была предана забвению.
В мусульманском мире была образована лунная хиджра прибавлением 900 лет к годам в эре ИМА.
В России пошли другим путем. Текущие годы в ИМА за счет увеличения на 7000 лет (проставлением букво-цифры ~З = 7000) дали начало новой эры сотворения мира (от Адама) и круги Луны, которые естественно разошлись с золотыми числами эры Диоклетиана. Таким образом, была получено следующая связь между эрами:
1 ИМА = 153 ДК = 1217 Д = 1501 РХ = 901 ХС = 7001 СМ
Тем не менее, несмотря на широкое использование византийской эры от сотворения мира до настоящего времени во всех астрономических расчетах используется сквозной счет дней от начала эры Скалигера в 4713 году до РХ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Георгий Сердцев. Становление хронологии в XV – XVI веках нашей эры: Восток и Запад: приоритеты эпох: Сборник статей участников межвузовской научной конференции. Часть II. Москва, РУДН, 27 апреля 2007 г. – М., РУДН, 2007. – 199с.
2. Сердцев Г.И. Цивилизационные аспекты синхронизации мировых эр: Цивилизация знаний: инновационный переход к обществу высоких технологий: Труды Девятой Международной научной конференции, Москва, 25-26 апреля 2008 г. В 2-х ч. Ч.II. – М.: РосНОУ.– 696 с.
3. Георгий Сердцев. Какой сейчас век в России?: Электронный альманах Арт&Факт №3, 2006. http://artifact.org.ru/content/view/103/36/
4. А.М.Кадакин. Глоссарий по Индии и индуизму / Посольство России в Индии / http://biblio.india.ru/open.php?category=relig&f=gloss
5. Еженедельная Интернет-газета сахаджа йогов России и Ближнего зарубежья, 2007. http://svet.sahajayoga.ru/?a=416
6. Serdzev George. New Calendar of Grand Prince of Moscow Ivan III Vasilevich and its reform in XVII century. – Issue 2 published in April, 2008 http://www.ihaal.com/current.asp?id=2
7. Шумах. http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/read.aspx?m=237453
8. Палея, напис. 1406 года, устав в два столбца, в лист, 208 листов. http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=038&page=1
9. Часослов, полууст., напис. 1487 г., в осьмушку, 334 листа. http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=761
10. Монастырь Нило-столобенская пустынь. – 2006. http://supernovum.ru/forum/read.php?1,93155,93155#msg-93155
11 Сборник, 1487 http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=761 761. (1929.)
12. Владимир Вишнев. – Странные даты. – Электронный журнал Арт&Факт № 3(7), 2007 http://artifact.org.ru/content/view/343/4/
13. Эфросман А.М. К вопросу о происхождении нашего летосчисления (Историко-астрономические исследования, вып. XVII, М.,Наука, 1984) http://alebedev.narod.ru/lib/lib03.html
14. Н.А.Морозов. История человеческой культуры в естественно-научном освещении. (“Христос”). Том 1.
15. А.В.Буткевич, М.С.Зеликсон. Вечные календари. 2-е изд. – М.: Наука, 1984
16. В.В.Цыбульский. Календари и хронология стран мира. – М.: Просвещение, 1982
17. Томсинов В.А. Хронология истории Древнего Египта. http://tabularium.narod.ru/articles/Toms_01.html
18. И.Шумах. Три кита хронологии. – Электронный журнал Арт&Факт №3, 2006 http://artifact.org.ru/proshloe-fas-i-profil/hronologiya-s-raznih-tochek/i-shumah-tri-kita-hronologii.html
19. Синопсис 1674. http://www.nbmgu.ru/nbmgu/manuscript.aspx?sector=0 , http://www.newparadigma.ru/engines/NPforum/read.aspx?m=254212
20. CYCLUS DECEMNOVENNALIS DIONYSII Michael Deckers 2003 http://the-light.com/cal/DionysiusArgumenta.txt Michael Deckers 2003 /Перевод Городецкого http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/paschata_r.htm со сверкой и коррекцией неточностей на основании оригинального латинского текста http://hermes.ulaval.ca/~sitrau/calgreg/denys.html/
21. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 20, с. 758
22. Соболевский А.И. – Славяно-Русская Палеография, 1908
http://www.history.vuzlib.net/book_o040_page_1.html