В.А. Иванов, Ю.Н. Чёрная, Е.М. Шарафутдинова
СИСТЕМНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
И ИХ ЭХО В СОВРЕМЕННОМ ТУРИЗМЕ
Обзор многочисленных анахронизмов эпохи Возрождения и Средневековья, их отражение в архитектурных памятниках, живописи и литературе и исследовательский туризм.
V.A. Ivanow, J.F. Chörnaya, H.M. Sharafutdinowa
SYSTEM CONTRADICTIONS OF THE ITALIAN RENAISSANCE
AND THEIR REFLECTIONS IN MODERN TOURISM
The review of numerous anachronismes of Renaissance and Medievals & their reflection in architectural monuments, paintings, literature and their applications to research tourism.
В одном из самых известных залов Эрмитажа – «Павлиньем» (Павильонном) – установлена огромная стеклянная клетка, в которой сидит великолепный павлин – часы, сделанные английским мастером XVIII века Джемсом Коксом. Но большинство посетителей при этом пропускает античную мозаику, выложенную на мраморном полу того же зала:
Рис. 1. Фрагмент мозаики «Павлиньего» зала Эрмитажа
Эта мозаика является точной копией мозаичной картины, обнаруженной в 1780 г. при раскопках терм древнего города Окрикулума, близ Рима. Однако при ближайшем рассмотрении на фруктовом орнаменте, окружающем мифологические фигуры, можно увидеть изображения початков кукурузы:
Рис. 2. Изображение кукурузы на копии античной мозаики в «Павлиньем» зале Эрмитажа
Однако известно, что кукуруза, равно как и ананас, подсолнечник, картофель, томат – растение южноамериканское. До открытия Нового Света в конце XV в. Христофором Колумбом европейцы и понятия не имели об их существовании. Таким образом, наличие кукурузы на «античной» мозаике выдает ее позднейшее происхождение. Действительно, копия была изготовлена в 1847–1851 гг. в Риме под руководством известного итальянского мозаичиста М. Барбери его русскими учениками В.Е. Раевым, Е.Г. Солнцевым, И.С. Шаповаловым и С.Ф. Федоровым и размещена в Павильонном зале Эрмитажа в 1852 г.
Подобное смешение античного стиля с его намного более поздними аналогами характерно для эпохи классицизма. Более того, эпоха Возрождения была периодом массового изготовления античный копий и изделий «под античность», в особом почете была мода на «античные руины», когда в виде живописных руин оформлялись многие городские архитектурные ансамбли.
Напротив, сохранились путеводители по Риму для туристов XVI в., в которых большинство считающихся сегодня древними архитектурных памятников, включая римский Колизей, стоят абсолютно нетронутыми временем:
Рис. 3. Фрагмент средневекового путеводителя по Риму
Рис. 4. Схема расположения «античных» памятников
Очень интересно взглянуть на список Семи чудес света, публиковавшийся в средневековых путеводителях. Вот он (Путеводитель для туристов 12 в. [1] рекомендует посетить и посмотреть Семь чудес света):
1) Александрийский маяк в Фаросе, который не только обозначен на картах, но и активно используется при мореплавании;
2) Колосс Родосский;
3) римский Капитолий;
4) статуя Беллерофона в Смирне (Беллерофонт победил Химеру и амазонок; ездил на Пегасе. Сегодня Смирна – это Измир);
5) театр в Гераклее;
6) бани Аполлона в Тиане;
7) храм Дианы в Эфесе.
Сегодня же считается, что семь чудес света – это:
1) египетские пирамиды (их, кстати, в средневековом путеводителе нет!);
2) храм Артемиды в Эфесе (550 г. до н. э.);
3) мавзолей в Галикарнасе (4 в. до н. э.);
4) сады Семирамиды в Вавилоне (7 в. до н. э.);
5) статуя Зевса в Олимпии (430 г. до н. э.);
6) статуя Гелиоса в Родосе (Колосс Родосский) (280 г. до н. э.);
7) маяк в Александрии (280 г. до н. э.).
Легко видеть, что древний список не только значительно отличается от современных представлений о нем, но еще и предполагает, что все эти античные сооружения в эпоху составления путеводителя еще существовали и действовали!
А.С. Пушкин в заметках о Монтене с недоумением пишет о том, что тот, совершив путешествие по Италии конца XVI в. и оставив подробнейшие дневники, ни единым словом не обмолвился ни о Рафаэле, ни о Микаленджело, ни, увы, о Леонардо да Винчи.
Причина вполне понятна: живописцы в эпоху Возрождения мало того, что творили, как правило, анонимно, так еще считались одним из самых низменных и низкооплачиваемых ремесленных сословий. Слава к тому же Леонардо пришла лишь в XIX в. после итальянских походов Наполеона Бонапарта, но, особенно в 1911 г., когда из Лувра была похищена сразу ставшая знаменитой Джоконда, которая была возвращена в музей спустя два года благодаря чистейшей случайности.
Нельзя не отметить еще одно обстоятельство – эпоха Возрождения стала началом эпохи «охоты на ведьм» (знаменитый «Молот ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса был опубликован в 1483 г.) и зарождением инквизиции. Кроме того, XVI в. стал веком становления института римско-католической церкви. Еще веком раньше вся религиозная жизнь Италии проходила в рамках так называемых религиозные братств (fraternitas). Они впервые появляются в Италии в XIV в., но наибольшее развитие эта религиозная самоорганизация общества приобретает в XV в., когда в Северной и Центральной Италии их насчитывалось более 400.
Аналогичные религиозные общества стихийно и бурно организовываются в это же время и в других странах Европы, например, «братья общей жизни» в Нидерландах. Во Флоренции эти братства назывались словом «компания» (compagnia) . Члены братств устраивали в частных помещениях коллективные моления, слушали проповеди, справляли религиозные ритуалы, пели церковные песнопения. Вот названия некоторых братств: Compagnia dei Laudesi, Compagnia del Ceppo (братство Полена), Прокла, Ремигия, Панкрацио, del Bigallo, di Misecordia, Buonomini di San Martino. В XV в. во Флоренции возникает более десятка чисто юношеских братств. Наиболее значительным братством стало братство Волхвов (Compagnia del Magi). Явным анахронизмом является и то, что членом этой компании XV в. непостижимым образом был Данте, живший за 200 лет до этого. Еще два крупнейших братства конца XV в. – братство Рождества и братство св. Антония Падуанского.
Вы спросите, а куда смотрела Церковь и как она относилась к тому, что религиозные обряды справляются не в помещении церквей, а непонятно где?
А никак: Уставы братств утверждались светскими властями, светские власти управляли и контролировали их деятельность. Братство Магов пользовалось особенным покровительством дома Медичи.
Таким образом, религиозная жизнь Европы проходила еще в рамках стихийно организованных образований, а мистерии из жизни Христа разыгрывались на улицах, как пьесы, которые народ очень любил. Эти пьесы носили название комедия, и еще не были загнаны в стены храмов.
Кстати, Евангельские слова о том, что завеса раздралась надвое, еще несут следы этих популярных средневековых публичных действ.
Подытоживая, можно отметить, что наличие многочисленных системных противоречий в эпохе Возрождения служит мощным зарядом для нового типа современных экскурсий – так называемого исследовательского туризма.
Вот примерный список тем исследовательских экскурсий:
• Южная Франция – родина Иисуса Христа;
• Иисус Христос и меровинги;
• египетские пирамиды и современные бетонные технологии;
• подземное русло Нила;
• Константинополь – город Иисуса Христа;
• Царьград – светский и духовный центр империи;
• Венеция и Равенна как два названия одного и того же города;
• Москва и Куликовская битва;
• донаполеоновская Москва;
• Москва белокаменная;
• Шотландия и Скифия;
• Эфиопия, Мерое и Древний Рим;
• крестоносцы в Палестине.
Литература
1. Райт. Географические представления в эпоху крестовых походов. – М.: Наука, 1988. С. 402.