Miracle of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre in Jerusalem the day before Easter

Затянувшийся конфликт, касающийся прав на обладание участком крыши Храма Гроба Господня, может нанести непоправимый урон христианской святыне, пишет сегодня британская The Times.

Речь идет о срочных ремонтных работах, которые необходимо провести в маленьком монастыре Дир эль-Султан, разместившемся на крыше храма. Об аварийном состоянии помещений монастыря было объявлено после того, как накануне обнародовали очередное экспертное заключение, подготовленное специалистами, в начале октября обследовавшими здание храма.

Как недавно сообщалось, этот небольшой монастырь может в любой момент обрушиться – провалиться сквозь крышу. Если это произойдет, — пострадают тысячи туристов и паломников, посещающих христианскую святыню. Непоправимый ущерб будет нанесен и самому Храму Гроба Господня.

Израильская газета Haaretz отмечает, что споры между различными христианскими конфессиями в Храме Гроба Господня возникают регулярно. Например, в начале XIX века кто-то прислонил лестницу к стене около главного входа в храм, с тех пор ее можно увидеть там. Представители различных Церквей до сих пор не могут выяснить, кто отвечает за эту лестницу и, следовательно, кто должен ее убрать. Но спустя 200 лет споры между различными Церквами могут обернуться настоящей катастрофой.

Монастырь Дир Эль-Султан, принадлежащий эфиопской общине, появился на крыше храма в 40-х годах XIX века, когда копты, христиане из Египта, вытеснили эфиопов со значительной части храма. Эфиопским монахам пришлось перебраться на крышу. Там же были построены часовни и десятки келий, в которых монахи живут и поныне.

В марте прошлого года эфиопская община попросила инженера Игаля Бергмана из израильского института по контролю над строительством проверить состояние монастыря. Бергман сделал однозначное заключение: строения представляют опасность для монахов и тысяч туристов и паломников, посещающих Храм Гроба Господня.

Монастырский комплекс Дир Эль-Султан состоит из 26 келий, четырех подсобных помещений, двух часовен и большого открытого балкона. В ходе проверки были выявлены проблемы не только в самих строениях, но и в инфраструктуре монастыря. Бергман сделал вывод, что в срочном ремонте также нуждается электропроводка и канализация.

Еще в 2004 году министерство внутренних дел Израиля обещало провести реконструкцию монастыря. Однако из-за спора между эфиопской и коптской церквями, которые заявляют свои права на этот участок, ремонтные работы так и не были начаты. Из МВД дали понять официальным представителям двух конфессий, что Израиль готов финансировать ремонт, если конфессиям удастся достичь соглашения по этому вопросу.

По информации газеты Haaretz, несколько дней назад глава Эфиопской церкви в Иерусалиме, архиепископ Матфей, отправил письмо министру внутренних дел Израиля Меиру Шитриту и министру по делам Иерусалима Рафи Эйтану, в котором предупредил о плачевном состоянии монастыря и нежелании идти на компромисс с коптами.

«Условия, выдвинутые МВД, неприемлемы для нас, так как мы не признаем права коптской церкви на этот участок. Действительно, между нашими конфессиями существуют разногласия по этому вопросу, но мы не понимаем, какое отношение это имеет к ремонтным работам», — говорится в письме.

По соглашению, заключенному в 1757 году между представителями разных ветвей христианства и властями Оттоманской империи, во владении которой находился тогда Иерусалим, Храм Гроба Господня был поделен между шестью конфессиями: Греческой православной, Римско-католической, Армянской апостольской, Коптской, Сирийской (Антиохийской) и Эфиопской православными церквами, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, Церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви, монастырь Дир Эль-Султан — Эфиопской. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской православной церкви. Издание отмечает, что споры между Церквами вспыхивают регулярно.

По информации газеты Haaretz, мэр Иерусалима Ури Луполянский выразил готовность выступить посредником на переговорах между двумя конфессиями. Из МВД газете сообщили, что здание не находится во владении государства и для любых действий необходимо соглашение глав конфессий, на территории которых будут проходить работы.

Но когда наступит межхристианский мир, сказать трудно. Конкурирующие конфессии нередко сражаются друг с другом за доступ к святыням, и, как отмечает The Times, атмосфера ежегодного пасхального богослужения напоминает порой трибуны стадиона, где проходит какой-то серьезный футбольный матч. Интересно, пишет британская газета, что вход в храм начиная с XII века находится под контролем «нейтрального» – мусульманского – семейства, поскольку сами христиане друг другу не доверяют.

По словам автора публикации в The Times, египтяне-копты пользовались в Палестине льготами и во времена Оттоманской империи, и при англичанах, и при иорданском правлении. Ситуация изменилась после того, как Израиль в 1967 году, в ходе Шестидневной войны против объединенных арабских вооруженных сил, включающих и армию Египта, взял под свой контроль Иерусалим. Копты обвинили тогда Израиль в покровительстве эфиопам, получившим в свое пользование Дир Эль-Султан в 1970 году.

Девять лет спустя, когда Израиль и Египет подписали кэмп-дэвидские мирные соглашения, копты надеялись, что монастырь на крыше снова достанется им. Израиль, однако, помнит и о «чувствительных» отношениях с Эфиопией, на территории которой жили сотни тысяч эфиопских евреев, в 1980-90-ые годы эмигрировавших в еврейское государство.

По мнению Иерусалимского Патриарха Феофила, которое приводит The Times, ситуация с храмом была особенно проблематичной, пока израильское правительство попыталось держаться в стороне от конфликта. Теперь же можно надеяться, что при участии израильтян выход из тупика будет найден.

Источник

Church of the Holy Sepulchre 3

В храме Гроба Господня в активную фазу вступают масштабные реставрационные работы, задача которых сохранить одну из главных святынь христианского мира, кувуклию — часовню, воздвигнутую над местом погребения Иисуса Христа. Причем речь идет, как пишет во вторник The Washington Post, не о внешнем поновлении, а о серьезной работе по укреплению этой постройки, сохранность которой требует сегодня особого внимания.

Реставрационные работы было решено проводить после праздника Воскресения Христова, который по православному календарю отмечался 1 мая. Они продлятся около девяти месяцев. При этом доступ паломников к святыне во время реставрации сохранится.

Реставрацию осуществляют специалисты Афинского национального технического университета, сотрудники Флорентийского университета, а также эксперты из Армении. Будут укреплены конструкции, обновлены швы кувуклии, заменены поврежденные фрагменты каменной облицовки. Убранство очистят от наслоившейся копоти.

У стен кувуклии еще в марте были установлены строительные леса.

Слово «кувуклия» восходит к греческому слову koubouklion, которое переводится как «опочивальня». Это часовня из желто-розового мрамора площадью шесть на восемь метров. Она, как уже упоминалось выше, воздвигнута над Гробом Господним и так называемым приделом Ангела — местом, где сидел на камне, отваленном им от двери гроба, Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении Христа женам-мироносицам. Для верующих это особенно святое место. Предстоятель Иерусалимской православной церкви патриарх Феофил III, рассказывая о кувуклии, заявил газете The Washington Post: «Нет сомнений том, что здесь существует какая-то энергия. Я не собираюсь описывать это, но это некая энергия, исходящая от этого места».

Нынешняя кувуклия — уже третья возведенная в Храме Воскресения Господня часовня. Первая была построена в 335 году по замыслу императора Константина Великого. Ее скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена.

В 1009 году первую кувуклию разрушили мусульмане. К середине XI века святыню вновь отстроил византийский император Константин IX Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на каменное ложе защитную плиту. В 1808 году вторую кувуклию вместе с другими сооружениями храма уничтожил пожар.

Как сообщает православный портал «Рублев», автором нынешней часовни стал греческий архитектор Николай Комнинос. Она появилась в 1810 году и дошла до наших дней без реставрации. Считается, что построена часовня была по меркам, снятым с копии иерусалимской святыни, воздвигнутой патриархом Никоном в Воскресенском монастыре Нового Иерусалима.

Почти на протяжении 60 лет после своего возведения кувуклия подвергалась разрушениям под воздействием природного фактора, поскольку и дожди, и палящие лучи солнца проникали туда через купол ротонды, имевший открытое отверстие в своде. Землетрясения 1927 и 1934 годов привели к угрозе частичного разрушения часовни. Они сильно повредили здание и нарушили его устойчивость. В 1947 часовню укрепили снаружи стальными опорами.

Кроме того, ежедневно разрушающее воздействие на кувуклию оказывают тепло и влага от горящих свечей и дыхания многочисленных паломников. Как полагают эксперты, сегодня необходимо очистить от копоти внутреннее убранство часовни, заменить фрагменты каменной облицовки, обновить наружные и внутренние швы. Сама конструкция в целом по-прежнему нуждается в укреплении, поскольку стальные опоры изначально были установлены в качестве временной меры.

Кувуклия Храма Гроба Господня

Кувуклия Храма Гроба Господня

Техническое обследование кувуклии, результатом которого стало решение о начале реставрации, выполняли с мая 2015 по январь 2016 года специалисты Афинского национального политехнического университета («Мецовион») по поручению Иерусалимского патриархата. Более 25 профессоров пяти факультетов и семи лабораторий университета будут постоянно находиться на площадке в ходе реставрационных работ. Об этом сообщал официальный сайт Иерусалимского патриархата.

Межотраслевую группу экспертов возглавила профессор-сейсмолог «Мецовиона» Антония Моропулу. «Это большая честь и благословение, что Патриарх Иерусалимский с согласия христианских общин, управляющих Пресвятым Гробом Господним, доверил нам столь значительный глобальный памятник, соединяющий разные народы, разные религии и разные культуры», — цитирует ее слова «Рублев».

Само поручение провести техническое обследование кувуклии поступило университету от патриарха Феофила в 2011 году. В октябре 2015 года между Иерусалимским патриархатом и Политехническим университетом был подписан договор.

За полгода до этого израильские ученые выступили с инициативой закрыть доступ верующих в кувуклию в целях безопасности.

«Тогда, после контакта с патриархом, я немедленно отправилась в Иерусалим, объяснила ответственным, что нет непосредственной опасности и что паломническая функция должна продолжаться», — рассказала Антония Моропулу.

Специалисты из Греции будут работать вместе с экспертами из Армении и своими коллегами из Флорентийского университета Италии. Реставрационный проект согласован Иерусалимским патриархатом с Армянским патриархатом и францисканской Кустодией Святой земли.

По информации итальянской газеты La Stampa, финансировать работы будут все обладатели прав на святыню: Православная, Католическая и Армянская апостольская церкви.

Ответственность за Храм Гроба Господня распределена между шестью конфессиями — греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся статус-кво, определяемый документами XVIII-XIX веков. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены. Так, например, ни одна икона, ни одна лампада не может быть добавлена или убрана без общего согласия.

Church of the Holy Sepulchre 9

Издание приводило выдержку из доклада профессора Антонии Моропулу об основной, по мнению руководителя межотраслевой группы, причине разрушений.

«Главной причиной смещения мраморных блоков является изменение состава раствора вследствие увеличивающейся влажности, возникающей от конденсата дыхания посетителей. Использование свечей, которые часами горят в нескольких сантиметрах от структуры, оказывает сильное термическое воздействие на мрамор», — полагает Антония Моропулу.

Помимо термического напряжения в плитах, следствием длительного горения свечей стали накопления маслянистых отложений и копоти. Кроме чисто эстетических причин, для их удаления существуют физико-химические. Маслянистые отложения, по мнению ученых, создают благоприятную среду для окислительных реакций, приводящих к дальнейшему разрушению поверхностей часовни. Вследствие этого возжигание лампад и свечей в непосредственной близости от стен кувуклии предлагается в дальнейшем запретить или проводить на достаточном от них расстоянии.

Подчеркивается также, что заменены будут лишь хрупкие или разрушенные детали сооружения. Все остальное в ходе работ очистят или укрепят. Реставрационные работы пройдут с использованием крана. Необходимые материалы будут хранить в специальных мешках и коробках. Над кувкулией и вокруг нее установят камеры видеонаблюдения, что позволит документировать ход реставрационных работ. Исследования проводятся с помощью георадара и лазерных сканеров. Для внешнего наблюдения будут даже использоваться оснащенные камерами беспилотники, хотя их полет над кувуклией в интерьере Храма Гроба Господня будет непросто контролировать.

Финансовую поддержку реставрации пожелал оказать Всемирный фонд охраны памятников (World Monuments Fund). Рассматривается также вопрос о размещении проекта на краудфандинговой платформе.

Источник

Кувуклия Храма Гроба Господня

Кувуклия Храма Гроба Господня

Новость о снятии мраморной плиты с Гроба Господня в Иерусалиме оказалась сейчас в центре внимания даже атеистической публики: речь идёт об исторической реликвии, связанной с жизнью основателя крупнейшей религии на планете. Важные подробности о ней и в целом о реконструкции главного храма христианства Лайфу рассказал вице-президент фонда Святителя Василия Великого Михаил Якушев, работавший в Палестине сначала как дипломат, затем как сотрудник фонда Андрея Первозванного «Просите мира Иерусалима».

Екатерина Коростиченко (Лайф): Михаил Ильич, к какому веку относится реконструируемая сейчас плита с Гроба Господня?

Михаил Якушев: Надо понимать, что та мраморная плита, к которой прикладываются паломники и которую сейчас повезли на реконструкцию в Афинский национальный археологический институт, никак не соотносится с той, на которую когда-то было положено тело распятого римлянами Спасителя. Это рукотворное творение относительно недавнего времени, так сказать новодел. Что, впрочем, не отменяет её святости: ведь под ней находится то скальное ложе, где лежало тело Христа.

Однако уже в 1555 году во время перестройки Кувуклии (крипты или часовни) в храме Гроба Господня на месте погребения тела Иисуса Христа там была положена новая плита. Есть предание, вроде бы даже подтверждённое, что предыдущую — оригинальную — плиту забрал на Русь легендарный новгородский богатырь Василий Буслаев.

В 1808 году в храме Гроба Господня произошёл страшный пожар, когда рухнули даже купол и колонны церкви, всё сгорело дотла, даже камень плавился. После восстановления вся Кувуклия — и внешняя часть, и внутренняя — претерпела капитальные изменения. Новая плита была сделала из того же красивого белого мрамора, которым облицована вся внутренняя поверхность Кувуклии.

Во-вторых, поясню, что речь идёт не просто о реставрации плиты, речь идёт о капитальном ремонте Кувуклии. И то, что сейчас это произошло, для нас, православных людей, для всех христиан — большая радость, потому что эта Кувуклия нуждалась давно в капитальном ремонте.

Храм Гроба Господня давно требовал ремонта после многократных повреждений, после упомянутого пожара 1808 года, мощных землетрясений 1837 и 1927 годов (после последнего из них по плите пошли трещины), бомбардировок (в 1967 году во время Шестидневной войны израильский снаряд угодил в купол, тоже был пожар и пострадала внутренняя часть Кувуклии). Влажность и копоть, постоянная задымлённость от тысяч горящих свечей привели к тому, что состояние Кувуклии требовало незамедлительных усилий по незамедлительной реставрации.

Church of the Holy Sepulchre 8

— Почему эта реставрация не начиналась ранее и кто в ней участвует?

— То, что это не могло произойти, свидетельствует о тех противоречиях между существующими там управляющими христианскими конфессиями в лице православного Иерусалимского патриархата, католического Ордена францисканцев и дохалкидонской Армянской апостольской церкви в лице её Армянского патриархата в Иерусалиме.

Уже в прошлом году на встрече с Иерусалимским патриархом Феофилом III накануне Пасхи он объявил о начале этого проекта по реставрации, выразив большую обеспокоенность тем, что израильские власти требуют, чтобы на период капитального ремонта, который рассчитан на 8—9 месяцев, не допускать верующих к Кувуклии, к той плите, которая сейчас тоже подвергается капитальному ремонту. Он призвал все христианские — и православные, и неправославные — общины поднять свой голос, чтобы повлиять на решение израильских властей. В итоге удалось добиться снятия требований израильтян о недопущении верующих на поклонение в Кувуклию.

Основную работу по капитальному ремонту восстановления Кувуклии выполняет греческая сторона в лице Афинского национального археологического института. Но, чтобы не отдавать на все 100 процентов ремонт «на откуп» грекам, как это было в 1808 году, были подключены ещё и Орден францисканцев и Армянский патриархат. Каждая конфессия выделит по 3 млн долларов на реставрацию. Возможно, сумма потребуется чуть больше, но в районе 10 млн долларов определены эти работы по реставрации.

По договорённости, до Пасхи будущего года все реставрационные работы будут закончены.

Модель Храма Гроба Господня в Иерусалиме, 1680

Модель Храма Гроба Господня в Иерусалиме, 1680

Лайф: Участвует ли в реставрационных работах Русская православная церковь?

— Когда был объявлен негласный сбор средств на требуемые 3 млн долларов со стороны православных в лице Иерусалимского патриархата, много денег внесли и русские паломники.

Напомню ещё, что в 2012 году, когда возник вопрос об оплате услуг за коммунальные счета, израильские компании предъявили Иерусалимскому патриархату счёт на девять миллионов шекелей (около 2,4 млн долларов) как обладателю «контрольного пакета» в храме. Патриарх обратился тогда с призывами ко многим лидерам православных государств, и откликнулся только Владимир Путин, после чего израильские компании списали долги. Российская сторона участвовала в заботе о Гробе Господнем всегда: собирала деньги на ремонт храма в 1808 году и кровь проливала за права православного населения в Крымскую войну 1853—1855 годов, которая так и называлась — «война за святые места Палестины».

— Вы упомянули русские предания о Гробе Господнем. Могли бы рассказать о них подробнее, в реальном историческом контексте?

— Связаны предания, прежде всего, с посещением Иерусалима в XII веке русским паломником игуменом Даниилом. Он подробно описал своё путешествие в Иерусалим (оно сохранилось в древних русских летописях), крестный ход вокруг Кувуклии. Она была тогда совсем другой формы, и тогда туда не заходил православный епископ получать благодатный огонь — огонь сам спадал на свечи и чаши с маслом. Когда огонь спускался, они получали пламя и забирали его. Игумен Даниил тоже забрал частичку святого благодатного огня и унёс её на Русь.

Есть и былинное сказание, заинтересовавшее многих учёных, что богатырь и путешественник Василий Буслаев из Великого Новгорода, живший предположительно в XIV или XV веке, совершил паломничество к Гробу Господню и забрал с собой на Русь камень, то есть плиту, которая накрывала ложе Господне. Якобы даже эта плита была где-то в России позже обнаружена. Существуют даже документальные исследования на эту тему.

Источник

Кувуклия Храма Гроба Господня

Кувуклия Храма Гроба Господня

Археологи, занимающиеся в Иерусалиме реставрацией гробницы Иисуса Христа в храме Гроба Господня, опубликовали видеозапись с кадрами перемещения мраморной плиты, защищавшей место погребения Христа. Как передает РИА «Новости», под ней обнаружили большое количество камней.

Ученым теперь предстоит выяснить, как выглядела «оригинальная поверхность камня, на который, по преданию, было положено тело Христа». Предполагается, что исследование позволит установить, каким образом изначально выглядела гробница Иисуса.

В Русской православной церкви с пониманием отнеслись к археологическим работам в кувуклии, воздвигнутой над Гробом Господним. Заместитель председателя синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько) заявил, что церковь «всегда относилась с глубоким пониманием к желанию людей побольше узнать, потому что сама способность познавать мир заложена в человека Творцом».

«Люди имеют особую пытливость, и она, конечно, проистекает из той способности познавать мир, которую дал нам Господь. Человеку хочется знать все, в частности людей интересует, как поступала святая Елена, когда искала гроб Господень и животворящий крест, что представляла собой могила Иисуса. И нельзя запретить людям это узнавать», — добавил игумен Серапион, подчеркнув: «Но при этом мы помним — хотя не всегда говорим это публично, — что главная цель человеческая заключается в познании Бога, которое осуществляется в нашем сердце».

27 октября археологи сняли мраморную плиту, которая была установлена в 1555 году, с каменного погребального ложа Христа. «Мраморная облицовка была снята и мы удивились количеству материала под ней», — говорил археолог из Национального географического общества Фредрик Хиберт.

Реставрацию осуществляют специалисты Афинского национального технического университета, сотрудники Флорентийского университета, а также эксперты из Армении. По замыслу в кувуклии должны быть укреплены конструкции, обновлены швы, заменены поврежденные фрагменты каменной облицовки. Убранство также очистят от наслоившейся копоти. Финансируют работы все обладатели прав на святыню: Православная, Католическая и Армянская апостольская церкви.

Само слово «кувуклия» восходит к греческому слову koubouklion, которое переводится как «опочивальня». Выглядит она как часовня из желто-розового мрамора площадью шесть на восемь метров. Она воздвигнута над Гробом Господним и так называемым приделом Ангела — местом, где сидел на камне, отваленном им от двери гроба, Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении Христа женам-мироносицам. Для верующих это особенно святое место.

Источник

Church of the Holy Sepulchre 1

Ученые, реставрирующие гробницу Иисуса Христа в храме Гроба Господня в Иерусалиме, впервые за несколько веков сняли мраморную защитную плиту с камня, на котором лежало тело Христа. Как сообщает журнал National Geographic, оригинальную поверхность камня будут изучать специалисты и смогут увидеть паломники.

Мраморное покрытие, предположительно, было установлено в воздвигнутой над местом погребения Иисуса Христа кувуклии — одной из главных святынь христианского мира — в 1555 году.

«Мраморная облицовка была снята, и мы удивились количеству материала под ней, — заявил археолог из Национального географического общества Фредрик Хиберт, участвующий в реставрации. — Будет проведен долгий научный анализ, но мы наконец сможем увидеть оригинальную поверхность камня, на который, по преданию, было положено тело Христа».

По словам специалистов, сейчас идет решающая стадия реставрации кувуклии. «Методы, которые мы используем, чтобы изучить этот уникальный памятник, поведают миру о наших результатах, как если бы люди сами находились в могиле Христа», — отметил один из ученых.

Реставрацию осуществляют специалисты Афинского национального технического университета, сотрудники Флорентийского университета, а также эксперты из Армении. По замыслу в кувуклии должны быть укреплены конструкции, обновлены швы, заменены поврежденные фрагменты каменной облицовки. Убранство также очистят от наслоившейся копоти. Финансируют работы все обладатели прав на святыню: Православная, Католическая и Армянская апостольская церкви.

Само слово «кувуклия» восходит к греческому слову koubouklion, которое переводится как «опочивальня». Выглядит она как часовня из желто-розового мрамора площадью шесть на восемь метров. Она воздвигнута над Гробом Господним и так называемым приделом Ангела — местом, где сидел на камне, отваленном им от двери гроба, Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении Христа женам-мироносицам. Для верующих это особенно святое место.

Нынешняя кувуклия — уже третья возведенная в Храме Воскресения Господня часовня. Первая была построена в 335 году по замыслу императора Константина Великого. Ее скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена.

В 1009 году первую кувуклию разрушили мусульмане. К середине XI века святыню вновь отстроил византийский император Константин IX Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на каменное ложе защитную плиту. В 1808 году вторую кувуклию вместе с другими сооружениями храма уничтожил пожар. Автором нынешней часовни стал греческий архитектор Николай Комнинос. Она появилась в 1810 году и дошла до наших дней без реставрации. Считается, что построена часовня была по меркам, снятым с копии иерусалимской святыни, воздвигнутой патриархом Никоном в Воскресенском монастыре Нового Иерусалима.

Добавим, что ответственность за Храм Гроба Господня распределена между шестью конфессиями — греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся статус-кво, определяемый документами XVIII-XIX веков. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены. Так, например, ни одна икона, ни одна лампада не может быть добавлена или убрана без общего согласия.

Источник

Археологи, занимающиеся исследованием святыни храма Гроба Господня в Иерусалиме, заявили, что гробница находится на том самом месте, которое еще в IV веке нашей эры было определено императрицей Еленой как гробница Иисуса Христа. Но ученым потребуются еще месяцы, чтобы изучить все собранные на месте святыни данные. Кроме того, без костей и каких-либо артефактов ученые никогда не смогут с уверенностью сказать, что это именно гробница Христа.

В конце октября ученые сняли с погребального ложа мраморную плиту, установленную там в 1555 году. Под ней они обнаружили еще одну плиту из серого мрамора, на которой был высечен крест. Она датировалась эпохой крестоносцев. Как предположили эксперты, сама плита была установлена во время походов крестоносцев. Тогда же археологи выяснили, что само ложе сохранилось неповрежденным.

Как заявил археолог из National Geographic Фредрик Хиберт, найденная вторая плита может быть «явным доказательством того, что место, куда сейчас приезжают паломники, является именно той гробницей, которую в IV веке обнаружил римский император Константин и которой поклонялись крестоносцы», передает ТАСС.

«Землетрясения, пожары и завоевания неоднократно разрушали храм. Мы не знали, находится ли кувуклия (купольная часовня из желто-розового мрамора, в которую заключен Гроб Господень) в правильном месте. Сейчас мы получили доказательство, что это то самое захоронение, что нашел император Константин и которому поклонялись крестоносцы», — цитирует Хиберта британская The Independent.

По его словам, после раскопок первыми в гробницу зашли представители Армянской и Греческой православной церквей, а также францисканцев, — в их ведении находится святыня. Вышли они из кувуклии, не скрывая улыбок. Он добавил, что человеческих останков в гробнице обнаружено не было.

Достичь договоренности о проведении раскопок было крайне сложно, поскольку любой вопрос, касающийся храма, требует бесконечных согласований между конфессиями. В качестве примера археолог привел лестницу, которую не сдвигали с места 240 лет.

Согласно евангельскому преданию, после смерти на Голгофе Христос был снят с креста и захоронен в находившейся рядом пещере. Через три дня, когда ученики пришли за его телом, они не обнаружили Иисуса и поняли, что он вознесся на небо.

В 326 году император Константин отправляет свою мать, императрицу Елену, в Иерусалим, чтобы найти гроб Господень и крест, на котором Иисус был распят. Согласно Евсевию Кейсарийскому, гробница была обнаружена под языческим храмом Афродиты, напоминает NEWSru Israel.

Менее чем за десять лет на этом месте был возведен храм Гроба Господня. Место погребения Христа было обозначено ротондой — кувуклией. Она несколько раз уничтожалась и восстанавливалась, и только сейчас получено подтверждение, что ее местоположение не изменялось.

Источник

Гробница Христа сохранилась в первозданном виде, показали исследования в храме Гроба Господня. Археологи, которые работают в храме Гроба Господня в Иерусалиме, обнаружили под двумя мраморными плитами и слоем каменных фрагментов нетронутое ложе из известняка, на котором, как предполагается, находилось тело распятого Иисуса из Назарета. Ученые признаются, что у них нет доказательств, что именно в этой гробнице похоронили Христа, но, по их словам, нет оснований и считать, что это не так.

Первые же 60 часов, которые исследователи потратили за изучение великой христианской святыни, оказались невероятно плодотворными. Археологи смогли увидеть камень, на котором лежало тело распятого Христа, и получить первые данные о нем.

Напомним, ученым предстояло поднять мраморную плиту, установленную в воздвигнутой над местом погребения Иисуса Христа. Эта плита, как считается, была установлена в 1555 году и должна была защитить ложе гробницы от излишне ретивых паломников, которые могли пытаться отколоть частички святыни, чтобы забрать с собой.

По данным National Geographic, после удаления слоя каменных фрагментов обнаружилась еще одна мраморная плита с вырезанным на ее поверхности крестом. А в ночь на 28 октября, всего за несколько часов до того момента, когда гробница должна была быть снова опечатана, перед археологами предстало неповрежденное ложе из известняка.

«Я совершенно потрясен. У меня даже колени дрожат немного, потому что я не ожидал этого. Мы не можем утверждать на 100%, однако это, кажется, видимое доказательство того, что местонахождение гробницы было установлено точно — это то, над чем историки и ученые думали десятилетия», — рассказал журналистам археолог Фредрик Хиберт.

Кроме того, ученые смогли убедиться, что кувуклия построена вокруг пещеры с известняковыми стенами, то есть храм в буквальном смысле окружает оригинальную гробницу.

«Это Гроб Господень, который почитали в течение многих десятилетий. И только теперь мы можем реально увидеть его», — говорит главный научный руководитель экспедиции профессор Антоний Моропулу, который курирует реставрационные работы в кувуклии.

Как отмечает National Geographic, археологически невозможно доказать, что обнаруженная в храме Гроба Господня гробница действительно являлась местом захоронения иудейского гражданина, известного как Иисус из Назарета, однако есть основания полагать, что 300 лет спустя после евангельских событий царице Елене, матери римского императора Константина, удалось верно определить местоположение святыни.

Самые ранние рассказы о погребении Иисуса зафиксированы в канонических Евангелиях, первых четырех книгах Нового завета, которые были составлены спустя несколько десятилетий после распятия Христа. Известно, что Христос был погребен в скальной гробнице, принадлежащей Иосифу из Аримафеи, состоятельному последователю Иисуса.

Археологи выявили более тысячи подобных скальных гробниц в районе Иерусалима, напоминает археолог Джоди Магнесс. Каждая из этих фамильных могил состояла из одной или нескольких погребальных камер с длинными нишами, вырезанными в стенах, для размещения отдельных тел.

«Все это согласуется с нашими знаниями о том, как богатые евреи хоронили умерших во времена Иисуса. Это не является прямым доказательством того, что описываемые в Библии события являются историческими. Но то, как они описаны, указывает на то, что евангелисты были знакомы с этой традицией и этими погребальными обычаями», — говорит Магнесс.

Еврейская традиция запрещает захоронения в стенах города, и в Евангелиях указывается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Через несколько лет после того, как это произошло, стены Иерусалима были расширены, и Голгофа вместе с ближайшими гробницами оказалась в пределах города.

Когда представители императора Константина прибыли в Иерусалим около 325 года, чтобы найти гробницу Христа, они обратили внимание на храм, построенный римским императором Адрианом за 200 лет до этого. Исторические источники свидетельствовали, что этот храм был построен над гробницей, почитаемой христианами.

По свидетельству Евсевия, епископа Кесарии, римский храм был разрушен, а в ходе раскопок под его основанием была обнаружена гробница. Верхняя часть пещеры была срезана, чтобы обеспечить доступ в погребальную камеру, а церковь возведена вокруг стен гробницы. Эта церковь была полностью разрушена в 1009 году мусульманами и восстановлена в середине XI века византийским императором Константином IX Мономахом.

В ходе раскопок, которые велись внутри Гроба Господня в течение XX века, были обнаружены предположительные фрагменты храма Адриана и стен церкви времен императора Константина. Археологи также зафиксировали древний известняковый карьер и по меньшей мере полдюжины других скальных гробниц, некоторые из которых можно увидеть и сегодня. Наличие других захоронений того же периода крайне важно, отмечает Магнесс. Они указывают на то, что территория, где находится кувуклия, во времена Иисуса была еврейским кладбищем и располагалась вне стен Иерусалима.

«Мы не можем быть абсолютно уверены, что место под храмом Гроба Господня является местом погребения Иисуса, но у нас нет и оснований отвергать его подлинность», — отметил Дэн Бахат, бывший главный археолог Иерусалима.

Последние несколько дней исследователи работали над возвращением на место мраморных плит и консервацией гробницы, рассчитанной на многие столетия и даже тысячелетия. «Наши действия направлены на то, чтобы сохранить архитектуру сооружения навечно», — говорит Моропулу. Прежде чем гробница была вновь запечатана, ученые получили и зафиксировали огромное количество данных о ней.

Археолог Мартин Бидл, который опубликовал ставшую классической монографию по истории кувуклии в 1999 году, полагает, что единственный способ, который позволит понять, почему местом захоронения Христа считается именно эта гробница, а не другие, — это изучить знаки и надписи, которые сохранились на погребальном ложе и стенах пещеры.

«Мы знаем, что есть по крайней мере полдюжины других скальных гробниц под другими частями храма. Так почему же епископ Евсевий определил именно эту могилу как могилу Христа? Он не объяснил, и мы не знаем. Я не думаю, что Евсевий ошибался, все-таки он был очень хорошим ученым, так что, вероятно, у него были какие-то свидетельства», — говорит Бидл.

Тем временем команда из Национального технического университета Афин продолжает восстановление кувуклии. Археологам предстоит укрепить основание храма, очистить и задокументировать каждую пядь святилища, на что вместе со сбором данных уйдет еще пять месяцев.

Напомним, само слово «кувуклия» восходит к греческому слову koubouklion, которое переводится как «опочивальня». Выглядит она как часовня из желто-розового мрамора площадью шесть на восемь метров. Она воздвигнута над Гробом Господним и так называемым приделом Ангела — местом, где сидел на камне, отваленном им от двери гроба, Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении Христа женам-мироносицам. Для верующих это особенно святое место.

Нынешняя кувуклия — уже третья возведенная в Храме Воскресения Господня часовня. Первая была построена в 335 году по замыслу императора Константина Великого. Ее скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена.

В 1009 году первую кувуклию разрушили мусульмане. К середине XI века святыню вновь отстроил византийский император Константин IX Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на каменное ложе защитную плиту. В 1808 году вторую кувуклию вместе с другими сооружениями храма уничтожил пожар. Автором нынешней часовни стал греческий архитектор Николай Комнинос. Она появилась в 1810 году и дошла до наших дней без реставрации. Считается, что построена часовня была по меркам, снятым с копии иерусалимской святыни, воздвигнутой патриархом Никоном в Воскресенском монастыре Нового Иерусалима.

Добавим, что ответственность за Храм Гроба Господня распределена между шестью конфессиями — греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, — каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся статус-кво, определяемый документами XVIII-XIX веков. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены. Так, например, ни одна икона, ни одна лампада не может быть добавлена или убрана без общего согласия.

Источник

Катастрофа храма Гроба Господня, кувуклия и благодатный огонь реставрации
5.00(1 голосов)
Понравилось?
атеист

Опубликовано атеист

Ученый, бывший атеист, который реально был в аду, уверовал в прямом эфире ... )))

Похожие статьи

Комментариев(0)

Оставить комментарий

 

Комментарии Facebook

Комментарии ВКонтакте