А.Т. Шульгин
ЧЕРЕЗ КОНВЕРТИРОВАНИЕ ПЕРЕДОГМ К ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ
В статье показана зависимость трактовки исторического факта от философской позиции исследователя. Эта позиция формируется в школе, поэтому важно при проведении оздоровительной кампании учащихся в Российской Федерации ее содержательную сторону, а также туристско-краеведческую работу осуществлять в соответствии с принципами «креативного поля» Д.Б. Богоявленской. Основной целью неограниченной предметными рамками туристско-краеведческой работы должно быть выявление всех существенных связей объекта исследования с окружающим миром.
A.T. Shul’gin
THROUGH CONVERTING OF PEREDOGMS TO SINGLE SYSTEM OF KNOWLEDGES
In the article is shown dependence of interpretation of historical fact on philosophical position of researcher. Position of researcher is formed at school, it is therefore important during conducting of health campaign student in Russian Federation rich in content side of health campaign, tourist-regional work, to conduct in accordance with principles of the «creative field» of D.B.Bogoyavlenskaya. By a primary purpose unlimited the subject scopes of tourist-regional work there must be an exposure of all of substantial connections of research object with outward things.
Трактовка исторического процесса всегда зависела от философской позиции «светила» исторической науки, так называемого «авторитета». Именно с ней связано выделение тех или иных сторон исторического процесса для изучения, выбор соответствующих методов его исследования. Деятельность исследователя, её мотив не заключены в самом объекте исследования. Они определены всеми смысловыми связями в мире людей, т. е. они характеризуются субъект-субъектными отношениями. Личные качества учёного, его профессиональная компетентность, глубина мышления, а также его моральный облик играют существенную роль в процессе исследования, предопределяют его результаты. Перечисленные качества учёного воспитываются в школе, в широком понимании этого слова.
Стратегия образования и воспитания подчинена социально-экономи¬ческим потребностям общества, а также его политической системе. Высшей образовательной ценностью в любом обществе, будь то тирания или демократия, провозглашается взращивание талантливого, творческого исследо¬вателя. Проблема творчества – наиболее сложная тема. Хотя она и была решена в 70-х годах XX века, это решение осталось незамеченным бóльшей частью научной общественности.
На вопрос: «Что такое творчество?» все присутствующие на конференции однозначно ответят: «Создание нового!». Далее вся дискуссия будет направлена в русло обсуждения вопроса: «Что такое новое?» При этом сама проблема творчества будет отодвинута на задний план, а потом про творчество в пылу дискуссии и вовсе забудут.
Американцем Дж.П. Гилфордом (Joy Paul Guilford) разработана теория «SOI» [1], в рамках которой творчество определяется через понятие «оригинальность». Причём само понятие «оригинальность» выявляется чисто статистически: чем меньше респондентов высказывают какую-либо идею, следовательно, эта идея – творческая. Респондент, высказавший сумасшедшую идею, – творец! С 1990 г. в России теорию творчества Дж.П. Гилфорда на государственном уровне внедряет академик А.М. Матюшкин.
К счастью, в СССР была разработана другая теория творчества. В основе её лежит принцип: чтобы человек был творческим, необходимо с детства воспитывать у него отношение к познавательной деятельности как к самостоятельной ценности, высоко значимой для самого человека. Сторонником этой концепции был Максим Горький.
Выпускник школы Дж.П. Гилфорда при трактовке исторического факта будет исходить из субъект-субъектных отношений со своими коллегами. Для него важна «вычурность» трактовки факта, так как именно она оценивается его коллегами как некоторая «оригинальность». Он будет сторонником узкой специализации по областям знаний. Именно по этой причине традиционные историки выступают против того, чтобы в их предметную область «влезали» математики, физики, химики и прочие представители «небелой» кости и «неголубой» крови.
Выпускник школы, в которой высшей ценностью объявляется познавательная деятельность, будет стремиться уйти от субъект-субъектных отношений со своими коллегами. Основной целью его неограниченного предметными рамками исследования будет выявление всех существенных связей объекта исследования с окружающим миром. Ничем неограниченное поле исследования Д.Б. Богоявленская называет «креативным полем» [2].
В 2004 г. педагогами Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества А.Т. Шульгиным и Т.А. Давыдовой, а также членами некоммерческого партнёрства «Проект цивилизации» А.В. Гороховым и П.В. Старосельским была организована экспедиция «Золотое кольцо Урала». В экспедиции участвовали воспитанники МГДД(Ю)Т и гимназии № 47 г. Кургана. Основной целью экспедиции было оздоровление детей. Содержательная часть экспедиции определялась в соответствии с методологическими принципами «креативного поля». Объектом исследования экспедиции был загадочный древний город, расположенный там, где проходит условная граница Европы и Азии. В нём, согласно Б.Г. Здановичу, перекрещивались исторические дороги, взаимодействовали и взаимообогаща¬лись культуры индоевропейских, угорских и тюркских народов. В нём около четырех тысяч лет назад возникла и развивалась бронзовая культура. Аркаим – укреплённое поселение XVIII–XVI вв. до нашей эры, памятник протогородскóй цивилизации на Южном Урале [3].
Поскольку Аркаим – центр производства бронзы, то важнейшей обучающей задачей экспедиции было ознакомление воспитанников с производством меди, составной частью бронзы. Маршрут экспедиции проходил через одну из самых грязных точек планеты – Карабаш Челябинской области. Дети могли воочию посмотреть на окружающую завод природу: голую Золотую гору из-за того, что в основном ветра дуют на завод с северо-запада, содержащийся в них оксид серы (IV), погубил всю растительность. В июне 2004 г. на Карабашском медеплавильном заводе произошёл аварийный выброс сернистого газа, а ветер в этот момент дул с юго-востока. Ядовитое облако накрыло населённый пункт, уничтожило огороды и сады жителей. На окружающие леса наступают отвалы огарка. Хвосты обогатительной фабрики речку Сак-Элгу превратили в ржавую сернокислотную сточную канаву. Это цена черновой меди, из которой электрорафинированием получают золото, прибыль от продажи которого, делят собственники в непрекращающейся судебной тяжбе.
Прибыв в Аркаим, участники экспедиции с удивлением узнали, что попасть на территорию протогóрода в этот же день нельзя. Администрация филиала Ильменского заповедника пояснила:
1. Первоначально «турист» обязан посетить музей печей, где он должен поверить в то, что в реконструированных печах может выплавляться бронза из меди и олова с помощью бытового пылесоса, а в конце первого дня предлагается хождение по спирали на г. Шаманке.
2. Во второй день предлагается посетить новодел «Сарматский курган» и посмотреть фильм об истории открытия Аркаима. Подразумевается, что во время всех этих прогулок у «туриста» виртуальная реальность «Аркаим» материализуется, своего рода слепок с фильма «Сталкер» А. Тарковского: хождения по маршруту брошенной гайки с белой хлопчатобумажной лентой.
3. Только на третий день будет разрешено «туристу» войти на территорию протогóрода «Аркаим».
4. Пребывание на территории музея «Аркаим» платное.
Суть всех ответов на наши вопросы заключалась в следующем:
1. Легенда «Аркаим» Б.Г. Здановичем придумана не до конца.
2. Согласно этой легенде, арии, жители данного города, перед тем как его покинуть, гусиными крыльями подчистую вымели город, весь мусор погрузили на телеги и вывезли его в неизвестном направлении. Чистый город предали огню.
В связи с тем, что Б.Г. Зданович не смог найти мусор к нашему приезду, нам было отказано во взятии проб с мест нахождения печей, чтобы в Москве мы могли убедиться в повышенном содержании меди, олова и фосфора.
Древней грязнейшей точки планеты нам обнаружить не удалось.
В экспедиции «Золотое кольцо Урала» также реализовывались двухуровневые задачи: «Кунгурская ледяная пещера» (вечная мерзлота, сульфатно-кальциевые воды), «Империя Демидова» (Наклонная башня, самородное железо и стандарт красного кирпича).
В настоящее время в рамках дополнительной образовательной программы детей «Гидропоника» разрабатывается экспедиция по Волге. Центральной двухуровневой задачей экспедиции будет «креативное поле»: «В каком Китае был изобретён чёрный порох?».
Традиционную версию открытия чёрного пороха изложил профессор Центрального института национальных меньшинств Китайской Народной Республики Фэн Цзяшен [4]:
1. Фэн Цзяшен считает, что Китай является первой страной, где изобретён чёрный порох.
2. Его доказательная база состоит в том, что на рубеже V и VI столетий китайский медик Тао Хундзин изучал горение селитры, хотя изготовлять порох из селитры, древесного угля и серы научились в Китае лишь через три-четыре столетия после Тао Хундзина.
3. В начале IX в. алхимик Нин Сюйцзы занимался накаливанием смеси из селитры, серы и растения кокорника, эта смесь чем-то напоминала порох.
4. В 970 г. во время Сунской династии Фэн Ишэн и Юэ Ифон стали применять зажигательные стрелы, в наконечниках которых закладывался медленно горящий порох.
5. В китайском трактате «Основы военного дела», написанном в 1040 г., содержится три рецепта изготовления дымного пороха, причём скорость горения его регулируется добавкой различных веществ.
6. В 1132 г. Чень Гуй изобрел огнестрельное оружие – пищаль, бамбуковый ствол которого набивался дымным порохом.
7. В XIII–XIV вв. стволы огнестрельного оружия изготовлялись из меди и железа, а поражающими элементами являлись камни, железные ядра, галька и обрезки железа.
8. В начале XIII в. рецепты пороха, способ его изготовления и огнестрельное оружие в результате развития торговых отношений и культурного обмена проникли из Китая в Аравию.
Далее традиционные историки считают, что от арабов, живших в Испании, знакомство с выработкой и употреблением пороха распространилось на Францию и на Восточную Европу.
Сухой остаток этих доказательств: чёрный порох изобретён за много лет до нашей эры народами Китая и Индии, где селитра самопроизвольно выделяется из почвы, поэтому население этих стран случайно могло обнаружить взрывчатые свойства смеси селитры с серой и древесным углём, а затем воспроизвести и применить эту смесь для различных целей.
Приведённая доказательная база является несостоятельной. На вопрос о цели этой мистификации пусть отвечают политики.
Вопрос о случайности того или иного открытия в науки и бытовой жизни является неоднозначным. А.С. Пушкин утверждал:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещения дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог-изобретатель…
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…». Поэтому останемся на научных позициях: событие происходит, если его вероятность равна единице. Являются ли Китай и Индия единственными странами, на территории которых селитра самопроизвольно выделяется из почвы?
Нитраты на планете образуются в верхних слоях атмосферы. Вместе с дождями они попадают в почву. В местах, где много выпадает осадков, нитраты не концентрируются, так как все они растворимы в воде. Поэтому нитраты могут накапливаться лишь в пустынях. Именно в пустынях находятся известные месторождения селитры. Нитраты являются продуктами минерализации в детритных пищевых цепях. Для образования нитратов необходим детрит животного происхождения. Откуда он берётся в таких больших количествах в пустынных районах, в которых растительность бедна? В пустыни его приносят стаи перелётных птиц. Скорость обмена веществ у птиц очень велика.
Таким образом, месторождения селитры имеются в любых пустынных районах Земли, через которые пролегают стаи перелётных птиц, в том числе и в северной части Каспия. Населённый пункт Селитряное Астраханской обл. появился на месте посёлка селитродобытчиков. Там тоже селитра самопроизвольно выступает из почвы. Почвы, из которых соль выступает самопроизвольно, называются солончаками. Солончаки использовались для выварки соли, которую впоследствии стали называть поваренной. Соль из почвы экстрагировали водой. Рассол выпаривали в чанах. При нарушении режима выпаривания рассол вскипал и заливал угли. В случае обычной соли угли гасли, и под чаном приходилось вновь разводить огонь. Если упаривали раствор селитры, то происходило чудо: огонь гас, но через некоторое время вспыхивал ещё с бóльшей силой. Это нашло свое отражение в мистике и художественной литературе: В произведении М. Твена «Таинственный незнакомец» персонаж Филипп Траум детям доказывает, что он является Сатаной, через власть над огнём. Пас к огню, означает бросок щепотки селитры на тлеющие угли.
Качество соли определяли органолептически. Соль горькую на вкус браковали. Её горький вкус был обусловлен примесями магния и сульфатов. Раствор селитры, как и раствор поваренной соли, имеет солёный вкус, однако при пробывании самой селитры во рту ощущается холод. По этой причине в чешском языке селитра – ледок. Таким образом, алхимик по вкусу различал солончаки.
Никакой случайности в открытии селитры не имеется. Селитра сразу же использовалась в смеси с древесным углём. Примем бездоказательно, что древесный уголь не является углеродом. Зачем китайский алхимик Нин Сюй-цзы накаливал селитру с кокорником? Это риторический вопрос.
Много ли Китаев на континентальной части поверхности Земли? Первоначально нужно выяснить семантику слова «китай». Сразу же приходит на ум, что слово «китай» является однокорневым словом «кит»: «чудо-юдо рыба-кит» – персонаж сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Словосочетание «чудо-юдо рыба-кит» для носителя русского языка однозначно означает: чудо, которое видели, рыба-великан. В азбуке иеромонаха Истомина китом называется осётр.
Рис. 1. Изображение осетра в азбуке Истомина
На основании данного анализа уже можно сделать вывод, что слово «китай» является архаизмом в современном русском языке, синонимом слова «великий». Китеж-град – Великий град. Не надо представлять его утопшим на дне какого-то озера.
Китаев на Земле очень много: остров Сите в Париже, любая цитадель – это Китай, любая центральная часть города в США – Китай. Китай – великая страна, поэтому она должна быть цитаделью – окружена Великой Китайской стеной. В литературе указывается, что английское название современного Китая – «China» – означает чайная страна. Это неправильное суждение. Тогда Чингисхан – чайный хан, а все чиновники – чайноманы! China означает страну строгой иерархии, Поднебесная империя. Индия – страна каст.
Имеется ли третий компонент чёрного пороха в Волжскоо-Камском бассейне? Сера в природе встречается в самородном виде в осадочных породах на территориях Саратовской и Самарской областей.
На основании изложенного, можно однозначно утверждать, что традиционная трактовка открытия чёрного пороха не имеет научной основы. Китай-город, цитадель при царском гареме (Кремль) – это место, где был впервые сварен, именно сварен, чёрный порох.
Литература
1. Guilford J.P. Analysis of Intelligence. – N. Y., 1971.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовск. Ун-та, 1983. – 176 с.
3. Короткова О. Аркаим: сердце Евразии // Новый Акрополь. 2001. № 4.
4. Фэн Цзяшен // Народный Китай. 1956. № 14. С. 37–40.