Святой Грааль и Ковчег Завета как главная святыня России. Иисус Навин и Андрей Боголюбский

Обман и фальсификация в истории будут всегда
Царь Соломон = царь Алексей Михайлович Романов», а ковчег Завета будет найден в библиотеке Ивана Грозного. На страницах Библии легендарный ковчег Завета последний раз появляется в царствование Соломона.

С.В. Морозов

СВЯТОЙ ГРААЛЬ И КОВЧЕГ ЗАВЕТА КАК ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ РОССИИ

Часть II

Иисус Навин и Андрей Боголюбский

Данная статья является продолжением исследования, начатого в работе [1], посвященной доказательству тождества «царь Соломон = царь Алексей Михайлович Романов», и посвящена поиску ковчега Завета. На страницах Библии легендарный ковчег Завета последний раз появляется в царствование Соломона. Представленная здесь вторая часть статьи посвящена разбору первого чуда ковчега Завета, произошедшего в период правления Иисуса Навина….

S.V. Morozow

ST.GRAAL & THE ARK OF THE COVENANT AS THE PRIME OF RUSSIA

Part II

Jesus Navin & Andrey Bogolyubsky

Given clause is continuation of the research begun in work [1], devoted to the proof of identity ” King Solomon = tsar Alexey Mihajlovich’ Romanov “, and is devoted to search of the Ark of the Covenant. On pages of the Bible a legendary Ark of the Covenant last time appears in reign of Solomon. The second part of clause presented here is devoted to analysis of the first miracle of the Ark of the Covenant which has occured during board of Jesus Navin….

Историческая справка. Иисус Навин (ИН) – сподвижник Моисея, главный его соратник. После смерти последнего возглавил поход еврейского народа в землю Обетованную. Вступив в Палестину, он в целом ряде сражений победил многочисленных ее царей. Через Иисуса Навина Господь явил великие чудеса. Иисус Навин со всем народом перешел посуху реку Иордан, видел лицом к лицу Архангела Михаила. Он первым использовал «боевые свойства» ковчега Завета при штурме города Иерихон. Разделил по жребию завоеванные земли между коленами израильскими. Скончался в возрасте 110 лет, заповедав хранить Закон Моисеев, и был погребен на горе Ефремовой.

При этом падение стен Иерихона считается одной из самых мистических страниц библейской и мировой истории, а сам город входит в число самых загадочных городов планеты. Ныне считается, что его древние развалины находятся в современном Израиле рядом с деревней Эриха.

Итак, понять загадочную личность Иисуса Навина (т. е. «Нового») нам поможет… ковчег Завета (КЗ). Причем само решение обнаруживается вроде легко и просто, поскольку, как было мною упомянуто выше, первое «боевое» применение КЗ в Библии описывается в книге ИН при взятии Иерихона. Согласно русским летописям, первое «боевое» применение Владимирской иконы Божьей Матери (ВБМ) происходит при взятии русским князем Андреем Боголюбским булгарского города Бряхимова (ныне «Чертово городище» близь г. Елабуга), он же один из крупнейших древних городов мира – Булгар! Здесь мы сразу получаем ответ на две главные наши загадки и, казалось бы, проблема решена, но дальнейший детальный сопоставительный анализ библейского текста и русской истории оставил в силе только тождество Навин = Боголюбский, а версия Бряхимов = Иерихон оказалась не столь однозначной.

Отметим сразу, что тема Иерихона и Иисуса Навина в русской истории имеет некие многочисленные артефакты в виде соборных фресок, икон и экспонатов Оружейной палаты – шапки иерихонские (в частности, шедевр оружейного искусства, булатный шлем царя Михаила Федоровича). Особенно эти «шапки» намекают нам, что город сей имеет какое-то отношение к нашей истории. А. Фоменко и Г. Носовский в книге «Реконструкция всеобщей истории» [2] отождествляют взятие Ирихона со взятием Константинополя Мехметом II и одновременно со взятием Казани Иваном Грозным. Авторы посвятили целую главу разбору личности Иисуса Навина с точки зрения новой хронологии. Однако работа эта сильно подогнана под их версию и вряд ли может считаться убедительной.

У историков со времен Татищева за Андреем Боголюбским утвердилась слава собирателя русских земель, первого общерусского князя, предводителя переселенцев с поднепровской Руси в Залесье. Причины переселения русских людей с днепровских земель в две стороны, а именно: на запад – в Польшу и на северо-восток – в Залесье, хорошо изложил В. Ключевской в XVI лекции «Курса русской истории». В заключение темы он пишет: « Общий факт тот, что с половины XII столетия начался или, точнее, усилился отлив населения из центральной днепровской Руси к двум противоположным окраинам Русской земли и этим отливом обозначилось начало нового, второго периода нашей истории, подобно тому как предыдущий период начался приливом славян в Приднепровье с Карпатских склонов» [3].

В этом русском историческом процессе не трудно увидеть аналогию с библейским исходом сынов израилевых из египетского плена, со скитаниями по пустыне и, на втором этапе, с последующим завоеванием Земли обетованной под предводительством Иисуса Навина. Хорошей иллюстрацией к этой теме служит ономастика старинных карт этого региона. Так, Польша на многих средневековых картах именуется Полонией. Это наименование происходит не от слова «поляне», как называли народ, живших значительно южнее. В.А.Чудинов на сей счет пишет: «…Между тем государство поляков по-латыни называлось Polonia, то есть, как бы происходило от слова polon (полон, пленение), а не от слова pole, ибо в таком случае государство должно было бы иметь название Polia. … Возможно, что и область «пленения» славян, их «полона» и стала называться Полония» [4]. Однако Чудинов не знает, какое пленение здесь подразумевается, это есть плен египетский народа Израилева. С восточной стороны от Польши, вдоль Балтийского моря, обозначалась Ливония, т. е. библейский Ливан.

Ниже – обширные лесные просторы, называвшиеся Полесьем, т. е. Палестиной. Территория Киевской Руси (поднепровье, северное причерноморье) на средневековых картах обозначалась как Скифия, а населявший ее народ называли скифами. Но трудно найти современную расшифровку этимологии слова Скифия. Между тем еще Татищев и за ним Тредьяковский говорили о русских корнях этого слова. В. Демин об этом так пишет: «… В соответствии с нормами греческой фонетики это слово произносится, как “скит[ф]ы”. Второй слог в греческом написании слова “скифы” начинается с “теты” – Q в русском озвучивании она произносится и как “ф”, и как “т”, – причем в течение времени произношение звука менялось… И слово “скифы” в дореволюционных изданиях писалось через “фиту”. В действительности же “скит” – чисто русский корень, образующий лексическое гнездо со словами типа “скитаться”, “скитание”. Следовательно, “скифы-скиты” дословно означают: “скитальцы” (“кочевники”). Вторично, в качестве позднейшего заимствования из греческого языка, где оно служило названием пустыни, общая корневая основа “скит” вновь вошла в русское словоупотребление в смысле: “отдаленное монашеское убежище” или “старообрядческий монастырь” [5]. Тем самым в библейском смысле Скифия – это пустыня, по которой 40 лет еврейский народ, ведомый Моисеем, скитался в поисках Земли обетованной. ( Здесь не трудно выйти на прообраз самого Моисея, но наша тема – Иисус Навин.)

Обман и фальсификация в истории будут всегда

Итак, мы попробуем проанализировать библейский текст с позиции исходной версии: Андрей Боголюбов – это Иисус Навин.

Книга «Исуса Навина» начинается с рассказа о том, как Господь по смерти Моисея приказывает Иисусу возглавить сынов Израилевых и двинуться на завоевание Земли обетованной (здесь и далее курсивом цитаты из Книги Иисуса Навина): «… итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.

Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши».

Напомню читателю, что начало второго этапа русской истории времен Киевской Руси связано с завоевательно-переселенческими походами киевлян на территорию Ростовско-суздальского княжества. В интересующее нас время, 1155 году, Андрей Боголюбский, похитив из Выжгорода под Киевом будущую святыню Руси Владимировскую икону Божьей Матери, отправляется на княжение в Ростовско-суздальскую землю…

Войско Иисуса Навина (ИН) подходит к Иордану недалеко от Иерихона. Господь говорит Иисусу, как он и народ должны перейти Иордан с помощью Ковчега Завета:

…Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета [Господня] и идите пред народом. [Священники] взяли ковчег завета [Господня] и пошли пред народом.

…а ты дай повеление священникам, несущим ковчег Завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане.

…вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан;

Далее описывается первое чудо, совершенное КЗ, – останавливаются воды реки по причине невидимой преграды, пред которой происходит наводнение окружающей территории, а ниже ее вода уходит, обнажая дно. Народ переходит почти посуху.

…то, лишь только несущие ковчег [Завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана. Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы.

…вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.

…и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною.

И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег Завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.

Кстати, если не впадать в мистику, то в этом описании можно увидеть обычное и ежегодное явление на русских реках, известное как ледовый затор во время весеннего ледохода. Упоминание же разлива во время жатвы пшеницы могло быть введено именно для подавления таких ассоциаций.

Итак, если выделить костяк описанного события, то он выглядит так: приход переселенцев к реке с КЗ, наводнение с одной стороны, уход воды с другой и удачный переход реки посуху.

Теперь мы обратимся к чудесам Владимирской иконы, совершенным ею во время пути кортежа Андрея Боголюбского из Киева в Суздальскую землю. Эти чудеса описаны в «Сказании о чудесах иконы Владимирской», автором которого считается сам Андрей (6). Первое чудо описано так: «И тогда взял (Андрей) икону и поехал в Ростовскую землю, взял и причт с собою. На время пути прихватил с собой проводника и приехал к реке Вазузе, и, увидев, что она полноводна, приказал послать человека искать броду в реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал молиться иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и присно девы Марии: «Виноват буду в смерти его, Госпожа, если ты не спасешь!» Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот человек на коне с палкой в руке и выбрался на берег. Князь же, увидев его, обрадовался. И, одарив его, отпустил восвояси. И это было первое чудо Пресвятой Богородицы».

Костяк этого описания почти такой же, как и в сопоставляемом библейском стихе. Подход к реке с иконой ВБМ, попытка перехода реки, опасное наводнение и чудесное спасение. Вот только ничем, вопреки русской традиции, место первого чуда на этой реке (Вазузе) не было отмечено (чаще всего на Руси ставили в таких местах монастыри или храмы). А вот по Библии это место Навиным было помечено, и весьма оригинально.

Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из сынов Израилевых, по одному человеку из колена,
и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда и] положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых, чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: “К чему у вас эти камни?”,
вы скажете им: ” В память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли];
когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась”; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век.

И сделали сыны Израилевы так, как приказал Иисус: взяли двенадцать камней из Иордана, как говорил Господь Иисусу, по числу колен сынов Израилевых, и перенесли их с собою на ночлег, и положили их там.

И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета [Господня]. Они там и до сего дня.

Здесь надо отметить если в Библии говорится, что какой-то описываемый объект находится на своем месте «до сего дня», это означает, что он действительно в XVIII в. еще был там!

Иосиф Флавий при описании этого же места более конкретен, он прямо говорит, что Иисус поставил из этих камней жертвенники. В нашем понимании это должен быть храм или монастырь. Вспомним теперь, что, разгромив волжских булгар (Бряхимов) в 1164 г., Андрей Боголюбский ставит уникальный по красоте храм (церковь) Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Его по праву считают самым красивым храмом Древней Руси и… самым загадочным русским храмом. В добавок ко всему храм сей построен из белого камня, который, по преданию, привозили покоренные булгары в виде контрибуции! (Вот они – библейские камни!)

Напомню, что одну «порцию» камней Иисус распорядился поставить посреди Иордана. Загадка же и особенность храма Покрова на Нерли как раз и состоит в том, почему он был построен таким образом и в том месте. Храм сей был поставлен посреди реки (на заливном лугу у места впадения Нерли в Клязьму) на уникальном искусственном холме из камней с общей высотой фундамента около шести метров! Сегодняшнее историческое объяснение постройки храма в этом месте, на мой взгляд, не достаточно убедительно – будто бы на перекрестке двух речных торговых путей, с мыслью «пусть знают наших». Все равно это не объясняет, зачем потребовалось с такими трудностями сооружать здесь храм, ведь сотню метров в сторону ничего бы в идеологии не изменило. А разгадка, на мой взгляд, здесь такова – именно в этом месте и произошло первое чудо от иконы ВБМ! Т. е. не на реке Вазузе, а на Нерли! Именно здесь была переправа Андрея Боголюбского/Иисуса Навина!

…Вы скажете им: “в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом Завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась”; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век.

016. Morozov 1

Рис.1 Храм Покрова на Нерли – первый жертвенник, поставленный

Иисусом Навином на месте перехода через Иордан [8]

На первый взгляд, здесь наличествует хронологическая нестыковка, поскольку Андрей Боголюбский покинул Выжгород под Киевом в 1155 г., а храм был построен, по одной из версий, в 1165 г. Эта дата долгое время была принята за основную и до сих пор превалирует в соответствующей литературе. Но сегодня она пересмотрена, и датой постройки считается 1158 г., а это существенно ближе к исходной цифре. Две различные даты указываются в разных летописных источниках. Так, в «Житие Андрея Боголюбского», написанного в 1702 г., указана дата постройки церкви 1165 г. «Краткий Владимирский летописец», Новгородская I летопись, Новгородская IV летопись сообщают дату – 1158 г. Профессор С.В. Заграевский в работе по датировке церкви Покрова на Нерли [7], делает подробный анализ всех этих источников и соответствующих трудов отечественных специалистов по данному вопросу и приходит к выводу: «Таким образом, мы вынуждены констатировать, что датировка церкви Покрова 1165 годом является произвольной и неудовлетворительной (к сожалению, именно 1165 год закрепился в большей части научной, учебной и популярной литературы и как дата церкви Покрова на Нерли, и как время окончания храмового строительства Андрея Боголюбского». И далее «… в качестве датировки храма Покрова на Нерли мы принимаем 1158 год».

Интересно, что летописи отмечают строительство храма одним сезоном и то, что камень для постройки свозился в течение двух лет. Но самое важное для нас то, что летописи говорят о строительстве Андреем сразу двух храмов. Например, из сообщения «Краткого Владимирского летописца»: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены» [9]. Новгородская I летопись говорит: «И постави ей (Богородице) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» [7]. В сообщениях речь идет о церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и о церкви Покрова на Нерли. И мы можем отождествить эти церкви с библейскими жертвенниками, поставленными Иисусом Навиным после перехода через Иордан. Итак, второй жертвенник – церковь Рождества Богородицы. Про те камни, что Иисус поставил в лагере своем, Библия не говорит, что «они там до сего дня», равным образом и упомянутая церковь не сохранилась до наших дней (от нее осталась одна стена). Подчеркнем, что в начале XVIII в., игумен Аристарх отмечал, что церковь Рождества Богородицы была в точности похожа на церковь Покрова на Нерли [10].

Второй жертвенник Иисус ставит в своем стане близ Иерихона в местечке под названием Галгал. Библия говорит, что здесь Навин решил обрезать свой народ. Разъясняется даже причина, по которой он решил это сделать – во время странствия по пустыне народилось много молодежи, которая не была обрезана.

…весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;

….а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, [как родившихся] на пути, не обрезывали.

И далее Библия сообщает интересную деталь.

И сделал себе Иисус острые [каменные] ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания.

И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место “Галгал”, даже до сего дня.

Давайте вспомним, что такое обрезание. Это есть рудимент языческого обряда жертвоприношения, когда отрезаемая часть собственной плоти преподноситься в дар Богу с выражением любви и преданности, как бы говоря – я Бога люблю! А место, где было совершено жертвоприношение, является местом выражения любви к Богу! От того оно и по сей день так и называется – Боголюбого! (См. рис.3) Кстати, слово Галгал (ГЛГЛ) созвучно со словом Голгофа (ГЛГФ), где был казнен Иисус Христос, а в Боголюбове, как мы знаем, был убит Андрей, по этой версии тоже Иисус, но Навин.

016. Morozov 2

Рис.2 Церковь Рождества Богородицы (и палата Андрея Боголюбского)
построенная на месте рухнувшего второго жертвенника Иисуса Навина в Галгале [10]

Еще одно любопытное событие происходит с Иисусом Навиным в Галгале до начала штурма Иерихона. Библия это описывает так: …Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему.

Воин этот – Архангел Михаил. Этот момент встречи стал сюжетом для многочисленных икон и фресок и весьма популярен в русском православии. Любопытно и принципиально, что в иконографии сюжет встречи Исуса Навина с Архангелом Михаилом получил распространение именно с начала XIII века [13]. Как мы видим, ранее он появиться и не мог. Причиной такого почитания этого сюжета мог быть, я считаю, аналогичный сюжет, присутствующий в биографии Андрея Боголюбского. Он является главным в истории основания боголюбского замка. Степенная книга XVI века объясняет выбор места для Боголюбова-города чудом, сотворенным иконой Божией Матери Владимирской. Неподалеку от Владимира, во время остановки, икона не позволила сдвинуть коней с места. А «Житие Андрея Боголюбского» добавляет к этому рассказ о видении князю молящейся Богородицы, повелевшей князю ехать не в Ростов, а во Владимир.

016. Morozov 3

016. Morozov 4

Рис. 3 Иконы: «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» [14] и «Явление Богородицы Андрею Боголюбскому» [10]

Как мы видим, библейский сюжет виденья Иисусом Навиным Архангела Михаила повторяется в биографии Андрея Боголюбского с той разницей, что последнему предстала Богородица. Написанная «по горячим следам» по указу Андрея икона получила название Боголюбской (См. рис. 3).

Отметим также, что Боголюбово находиться всего в десяти километрах к востоку от Владимира, равно как и Галгал находился на восточной стороне вблизи Иерихона.

И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона.

Здесь же подчеркнем, что переход Иордана совершен 10 марта (март – первый месяц еврейского календаря), тем самым подтверждается версия о возможной аналогии между библейским чудом остановки вод Иордана и весенним ледовым затором на реке. Но нахождение Боголюбова восточнее Владимира не вяжется с летописными утверждениями о моменте его закладки. Так, по одним источникам первое чудо произошло на реке Вазузе, а по другим – на реке Яузе. Это чудо и последующие произошли при переезде Андрея из Киева в Ростов, но он оказывается за Владимиром, что в стороне от этого маршрута.

Библейский же текст говорит об однодневном переходе Иисуса от Ситтима до Галгала:

«И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя его».
Сегодня историками считается однодневный переход обозного войска или каравана равным примерно 30-ти километрам. Именно таково расстояние между Владимиром и Суздалем – вотчиной Андрея. Если предположить, что Боголюбский двигался из Суздаля, то и в этом случае не ясно, как же он шел, ибо пришлось переходить реку.

016. Morozov 5

016. Morozov 6

Рис.4 Боголюбово, он же библейский Галгал сегодня [12] и Карта-схема поселка Боголюбово [15]

Правда, одна из летописей, повествуя об очередном татарском набеге, пишет, «…стояв в Суздале три дня поидоша к Володимерю, и перешед Клязьму сташа противу града, а к граду не припущали, но поидоша к Мурому» [16]. То есть мы видим, что и татарам при походе из Суздаля на Владимир пришлось переходить Клязьму!

016. Morozov 7

Фрагмент карты Владимирской области от Суздаля до Владимира

Остается только гадать, каковы были маршруты древних путей и как пролегали русла рек 800 лет назад.

Перед тем, как мы перейдем к разбору штурма Иерихона, подведем промежуточные итоги. Их представим в виде сравнительной таблицы.

Таблица 1

016. Morozov 8

Продолжение следует…

Литература

1. Серж Моро. Под сенью акации. http://sergmoro.narod.ru/.
2. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Реконструкция всеобщей истории.
http://dev.align.ru/getbook/11651.html.
3. Ключевской В.О. Курс русской истории. XVI лекция.
http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm.
4. Чудинов В.А. Расшифровка славянского слогового и буквенного письма.
http://chudinov.ru/o-varyazhskih-gostyah/3/.
5. Демин В. Тайны русского народа: В поисках истоков Руси.
www.rulib.org/book/7513/6.html.
6. Сказание о чудесах иконы Владимирской.
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/vladimirskaya.htm.https://tainam.net/wp-admin/post.php?post=12481&action=edit#
7. Заграевский С.В. К вопросу о реконструкции и датировке церкви Покрова на Нерли.
http://www.zagraevsky.com/pokrov.htm.
8. Церковь Покрова на Нерли. Фото. http://rostov-suzdal.narod.ru/photos/img148.html.
9. Краткий Владимирский летописец.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/xvi.htm
10. Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской.
http://www.rusarch.ru/voronin1.htm.
11. Заграевский С.В. Боголюбовский архитектурный ансамбль конца 1150-х – начала 1170-х годов: вопросы истории и реконструкции. http://www.zagraevsky.com/bogolubovo.htm.
12. Боголюбово. Фото. http://vgv.avo.ru/15/03.HTM
13. Икона. Явление архангела Михаила Иисусу Навину.
http://www.kotlovka.ru/pgalery/displayimage.php?album=lastup&cat=2&pos=86.
14. Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Икона. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1992.
15. Карта-схема Боголюбово. http://www.museum.vladimir.ru/.
16. История города Владимира. http://www.33region.ru/istoriya.htm.

Святой Грааль, Ковчег Завета, Исус Навин, Андрей Боголюбский

Топ 5

Комментарии

Читайте также: